Новости и события » Культура » Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

30 января в Киеве покажут обновленный балет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор музыки к балету - легендарный украинский композитор Евгений Станкович.

Очаровательная Оксана, влюбленный в нее Вакула, предприимчивая Солоха, хитрый Черт, которые пускаются в хоровод интриг в рождественскую ночь - все мы с детства помним сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». На этот раз вечный сюжет Гоголя - увлекательная фантасмагория с яркими характерами, наполненная украинским колоритом, щедривками и колядками - оживает в виде балета, который в Национальной опере поставлен ярко и современно.

Музыку к балету «Ночь перед Рождеством» Евгений Станкович написал в 1992 году. Это считается одним из лучших его балетов - яркое, колоритное, образное произведение. «Евгений Станкович один из величайших композиторов нашего времени, и это один из его лучших балетов», - рассказывал в свое время дирижер Аллин Власенко, работавший вместе со Станковичем над первой постановкой. - Владея всеми достижениями музыки 20-21 веков, он нашел нестандартные музыкальные средства в решении образов. Под такую музыку поставить обычный балет невозможно. Это должна быть фантасмагория».

«Вечера на хуторе близ Диканьки» действительно получился необычным балетом. Выражается это в хореографии, в которой классический танец органично переплетается с народными элементами; в костюмах и декорациях. Впервые на сцене Национальной оперы балет Станковича поставили в далеком 1993 году. По воспоминаниям художницы Марии Левитской, для которой это была вторая работа в театре, для начала 90-х годов, это был смелый, современный, по-настоящему украинский балет, который вызвал настоящий резонанс. Балет пользовался большой популярностью и в 2000-ые годы: Станкович наполнил музыку юмористичными элементами, а для создания образа украинского Рождества обратился к народным позициям "Щедрикам" и "Радуйся, земле", что было очень близко публике.

Спектакль вернулся на сцену в 2015 году, и шел несколько лет, но потом в его судьбе была пауза. Нынешнее восстановление - уже третий раз, когда история Гоголя возвращается на сцену Национальной оперы. Над хореографией работал Виктор Литвинов, автор самой первой версии балета в 1993 году. Постановщик говорит, что «Ночь перед Рождеством» абсолютно новый балет: новые артисты, новые костюмы, а еще - новые зрители, куда свободнее, по мнению режиссера, чем те, кто смотрел премьеру в начале 90-х годов.

Отдельное достоинство спектакля - костюмы, разработанные главной художницей театра Марией Левитской. Для Левитской это уже третье обращение к этому балету, и она признается, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» - по ее мнению, один из лучших балетов в театре. Костюмы этой постановки - в первую очередь дань украинской народной одежде: мужчины танцуют в сорочках с вышивкой и вручную расписанных шароварах, а на Оксане и артистах кордебалета - сорочка, нижняя юбка, а сверху обязательная для национального костюма плахта. Все костюмы были пошитыспцеиально для нынешней премьеры по тем эскизам, которые Мария Левитская разработала еще в 90-ые годы. По ее словам, тогда работа над спекатклем принесла ей огромное удовольствие, а вдохновение она искала не сколько в литературных или исторических источниках, а в украинском колорите.

«Тогда мы с моим сыном часто ездили в Пирогово - у моего друга была там конюшня», - вспоминает Мария период работы над первым спектаклем. - Была суровая зима - и я помню, как мы шли к конюшне, которая находилась уже ближек лесу, буквально по пояс в снегу... А когда катались на лошадях, то я всматривались в заснеженные белые хаты на фоне серого неба, в мельницы, и мне казалось, что и хаты, и мельницы в Пирогово живут своей жизнью, а из-за угла хаты во-вот выглянет черт. Все это было похоже на фантасмагорию и я реально ощущала себя героиней гоголевской повести - вот так я и придумала эти костюмы, под большим впечатлением от тогдашних прогулок в Пирогово».

Главные партии во время первого показа будут танцевать прима театра Татьяна Лезова (Оксана) и премьер Ярослав Ткачук (Вакула) - кстати, пара не только на сцене, но и в жизни. В роли колоритной Солохи - Елена Карандеева, а в роли Черта - обаятельный Даниил Силкин. Очень яркая роль у собоазнительной и власной Царицы - ее партию танцует солистка Юлия Москаленко, а премьер Алексей Потемкин появится в роли князя Потемкина. Во время репетиции артисты поделилсь с журналистами, что музыку Евгения Станковича - очень непростой материал, и танцевать Станковича сложно, но при этом для них большое удовольствие - принимать участие балет с украинским сюжетом.

Премьера балета "Вечера на хуторе близ Диканьки" пройдет 30 января.

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере

Почему нужно посмотреть балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Национальной опере


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх