Почему у нас нет Лувра?
На учете Национального музея более 40 тыс. объектов. Вообще, на самом деле, когда-то наш музей был гораздо больше, и до Первой мировой войны, даже до 1936 года, у нас было 1,5 млн коллекция. Но вы представляете, что на тот момент это коллекция была и исторического музея, и художественного музея, и декоративно-прикладного... Затем мы разделялись на отдельные музеи, и это, наверное, знаете, ответ на вопрос, почему у нас нет Лувра? Потому что в советское время, фактически, у нас был потенциал стать крупным музеем, но мы им не стали в силу исторических событий.
Мне сложно сказать, возможно ли провести у нас быстрые реформы, которые бы дали быстрый результат. На самом деле музей является юридической единицей, которая подчиняется все тому же законодательству, как другие предприятия. Мы являемся неприбыльными организациями, но неприбыльными, если ваш доход за прошлый год составлял менее миллиона гривен, если у вас больше миллиона гривен - с вас снимается статус неприбыльной организации, и вы должны платить налог.... Я бы, например, сняла эту норму... Еще один момент, который, с моей точки зрения, очень тормозит наше развитие: я бы все же дала возможность музеям свободно распоряжаться средствами, которые мы заработали. Потому что на самом деле, все наши счета, и благотворительные, и спецсчета, они находятся в казначействе. И для того, чтобы потратить эти средства, мы должны просить разрешение в Министерстве культуры, затем идти с этим разрешением в казначейство, и только потом тратить эти средства. То есть это процедура достаточно длинная, а иногда вам нужно тушить пожар здесь и сейчас. И оно бы сильно развязало бы руки многим музеям.
Хочется привозить к нам хорошие выставки и красивых художников. Все это вопрос нехватки средств. Сейчас наш музей создал в выставочных помещениях идеальные почти условия: сигнализацию, кондиционирование, абсолютно все. Но это все маленькие помещения. Мы должны покрывать страховку, мы должны давать гонорар куратору. Это только та часть, которая не включает пиара, не включает еще какие-то меры, которые вы должны провести в рамках этой выставки. Опять же, что касается выставок за рубежом, все то же, это страхование, это площадка, где это должно быть проведено, и опять же пиар. Очень хорошо, кстати, что сейчас при Министерстве культуры создан такой большой отдел, даже департамент, культурной дипломатии. И я надеюсь, что в дальнейшем мы сможем сотрудничать и использовать их ресурс, и дать им возможность использовать наш ресурс для того, чтобы проводить такие выставки.
Наш годовой бюджет - это то, что покрывает нам государство, он состоит из зарплаты, расходов на охрану, которые не всегда покрываются в полном объеме, это расходы на коммунальные платежи. Все. Остальное мы должны зарабатывать сами. Начиная от покупки туалетной бумаги, заканчивая приобретением художественных произведений. К сожалению, в связи с такой критической ситуацией в стране, есть такое "прекрасное" 65 постановление, запрещающее нам покупать более такие серьезные вещи. Например, у вас сломался компьютер. Вы его не можете купить, потому что есть 65 постановление, запрещающее приобретение таких вещей. Мы надеемся, что его по крайней мере, хоть отменят. Это постановление запрещает приобретение предметов длительного пользования и под это может попадать много вещей. Вы можете купить канцелярию, но, например, калькулятор вы уже не можете купить, потому что это предмет длительного пользования.
К сожалению, я могу констатировать, последний раз за счет государства смогли приобрести произведения в 2004 году. Все это время мы сотрудничаем с коллекционерами, художниками, просто с владельцами произведений. Фактически, только подарки. Мы понимаем, чего не хватает в нашей коллекции, и мы знаем, где взять это произведение для нашей коллекции, чтобы представить его, но мы не можем приобрести...
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].