Вопрос веры: почему нас убеждают защищать бывшего прокурора Сакварелидзе? (колонка главного редактора)
Одесская публика ломает копья по поводу перестановок в областной прокуратуре. Многие возмущаются увольнением Давида Сакварелидзе - мол, мафия показала свое звериное лицо, убрав чуть ли не единственного приличного прокурора на всю страну. Активисты блокируют здание облпрокуратуры, обещая не пустить на рабочее место нового руководителя ведомства Николая Стоянова. Протестуют даже некоторые критики команды Саакашвили, требуя проведения конкурса на должность прокурора и назначения на нее "чистого" человека.
В самом деле, Николай Стоянов - фигура более чем одиозная. Считается человеком бывшего Генпрокурора Святослава Пискуна. Неоднократно обвинялся прессой и общественностью в организации коррупционных схем. По данным ряда изданий, Стоянов владеет автопарком из восьми дорогих авто, недвижимостью в Одессе, Николаеве и Испании.
Именно Николай Стоянов закрыл в 2010-м году уголовное дело лидера партии "Родина" Игоря Маркова, впоследствии возобновленное Генпрокуратурой. Некоторые СМИ утверждают, что Стоянова и Маркова связывает давняя дружба.
Словом, очевидный кандидат на люстрацию - настоящую, а не такую, какую провели у нас. Назначение его - плевок в лицо обществу, которое после революции надеялось хотя бы на частичное обновление системы и уж точно не ожидало возвращения на посты людей, подобных Стоянову.
Однако иные общественники, обоснованно возмущаясь третьим приходом этого человека, увязывают свой протест с требованием или вернуть обратно Сакварелидзе, или, еще больше, назначить его Генпрокурором. Вот с этим я никак согласиться не могу. Потому как одиозность Стоянова отнюдь не равно святости соратника губернатора.
Имел ли право Давид Георгиевич, ставший гражданином Украины чуть ли не в день назначения заместителем Генпрокурора, занимать эту должность, если: а) у него на тот момент не было никакого стажа в органах прокуратуры нашей страны (для зама ГП надо пять лет, для прокурора области - три); б) он не владеет государственным языком; в) он не знает национального законодательства?
В конце концов, это врач - профессия интернациональная: лекарь он, как говорится, и в Африке лекарь. А вот прокурор - прежде всего юрист, а юрист одной страны вряд ли может быть компетентен в законодательстве другой. Вы же не будете отдавать ребенка на уроки украинского или русского языка немецкому учителю?
Возмущаясь мнимой незаконностью назначения Стоянова (там есть решение административного суда, вступившее в силу), активисты закрывают глаза на куда более явное нарушение закона при назначении Сакварелидзе. Но я предвосхищаю их комментарии: что закон, если такое творится?! Главное - эффективность! Борьба с коррупцией! Мочи олигархов! Увы, и по поводу эффективности, коррупции и олигархов тоже есть вопросы. И тоже риторические.
За чей счет Давид Сакварелидзе, не имея бизнеса и других источников дохода, кроме зарплаты, длительное время проживал в номерах пятизвездочной гостиницы "Бристоль" и обедал в ее же ресторане? А ведь документы имеются!
Справился ли он, будучи архитектором кадровой реформы прокуратуры, потратив на это много американских денег, с задачей обновления надзорного ведомства? Нет, никаких тектонических потрясений не произошло, почти все должности в местных прокуратурах заняли люди, ранее верой и правдой служившие системе, а кандидаты со стороны благополучно пролетели, хотя среди них были и весьма достойные граждане.
Скольких одесских коррупционеров он довел хотя бы до суда, какие схемы перестали действовать за время работы Сакварелидзе в Одессе? Советник шефа полиции Владислав Сердюк пишет о полном раскрытии дела о хищении нефтепродуктов на НПЗ. Это, пожалуй, единственный пример. Якобы Сакварелидзе едва не добился кары для каждого участника кривой схемы Коломойского-Палицы, но помешало начальство из ГПУ. В таком случае, где имена этих участников, подробности схемы? Почему никого даже не пытались арестовать?
Где уголовные производства по фактам варварской застройки центра Одессы, уничтожения Французского бульвара, появления незаконных высоток на склонах, грубейшего нарушения конституционных прав жителей частного сектора, которых планируют выселить на задворки? Я понимаю, что НПЗ и ОПЗ "вкуснее", но ведь и горожане имеют право на защиту со стороны "реформаторов". Или все дело в том, что этих самых "реформаторов" прямо финансируют, с божьим благословением, лица и компании, причастные к перечисленным фактам?
Была ли хотя бы проверка того, как приватизировали Одесский аэропорт? Или сданное в аренду здание на проспекте Шевченко (ремонт за бюджетный счет!) автоматически закрыло глаза на другие махинации известных бизнесменов?
Была ли эффективна прокуратура Одесской области под руководством Давида Сакварелидзе при решении охранительных задач? Помогала ли она СБУ мочить врагов нашей Родины? Увы, именно при нем начало разваливаться обвинение по делу антимайдановцев, участвовавших в событиях 2 мая 2014 года. Именно его подчиненные "потеряли" доказательства вины гражданина России Мефедова, из-за чего этого товарища едва не освободили.
Занимался ли Сакварелидзе очисткой рядов одесской полиции от оборотней в погонах, беспредельщиков и коррупционеров? Нет, здесь он отдал инициативу военным прокурорам Матиоса. Он мог затеять громкое разбирательство со сносом голов по итогам инцидента в "Шу-Шу", где бывший "Беркут" избил мирных граждан, но предпочел спустить все на тормозах. И вы считаете его защитником ваших интересов?
По сути, единственное, что хорошо получалось у Сакварелидзе - это обеспечивать дополнительную информационную поддержку пиар-залпам шефа. Скажет губернатор, что его личный враг Труханов - бандит, вор и взяточник, сразу следует задержание одного из подчиненных мэра. И пофиг, что доказательной базы нуль (хотя можно было собрать, все на виду); что даже покорные прокуратуре судьи разводят руками, не в силах выполнить телефонное ЦУ; что чиновников даже не удается отстранить от должностей. Главное - произвести эффект. Собственно, в этом вся суть команды, "администрирующей" сейчас Одесскую область. Они не менять что-то пришли - во всяком случае, не здесь и не сейчас, - они хотят власти, и не на местном, а на центральном уровне. Париж стоил мессы, а Киеву нужно постоянно напоминать о себе.
Но разумные люди почему-то эту кампанию поддерживают и даже устраивают локальный майдан. Ладно бы, против одного Стоянова - он, повторюсь, нехороший человек и должен быть подвергнут люстрационной процедуре, за что не грех и шины пожечь. Но нет, они хотят не столько уничтожить Стоянова, сколько возвысить Сакварелидзе. Генпрокурора ему, да желательно с чрезвычайными полномочиями! Видимо, это вопрос религиозный. Что ж, по поводу веры спорить смысла нет. Кто-то считает, что Вселенной 7 тысяч лет, кто-то верит, что Земля плоская и стоит на слонах и черепахах, а кто-то полагает, что группа совершенно посторонних людей из другой страны способна произвести революцию вместо них. Credo, quia absurdum!
Автор - Олег Константинов, главный редактор "Думской"