Бывший боевик рассказал, как устроена модель вербовки ИГ в России
Бывший участник террористической группировки "Исламское государство" Бободжон Карабоев рассказал BBC, как вербовщики заманивают в ряды ИГ простых граждан России и республик Средней Азии.
30-летний гражданин Таджикистана успел поработать на должности помощника повара в ресторане в Самаре, затем начал заниматься частным извозом, сначала в Москве, потом в Санкт-Петербурге. Со своим вербовщиком он познакомился на работе - им оказался один из его постоянных клиентов, тоже таджик, который постоянно рассказывал о несправедливости жизни в России и Таджикистане.
Когда начался кризис и Карабоев стал испытывать проблемы с работой, его пассажир начал предлагать переехать в Сирию, чтобы заработать там денег, работая на фабриках и заводах под контролем "Исламского государства". Он заверял, что всегда можно будет беспрепятственно вернуться обратно.
Как выяснилось позже, в ряды джихадистов его вербовщик вступил, находясь на обучении в Египте. Заманивание жителей России в ИГ впоследствии стало его работой - за отправку каждого нового рекрута в Сирию вербовщики получают деньги. Свою деятельность пособники террористов ведут преимущественно через интернет - они разговаривают с людьми, которые часто посещают их аккаунты и страницы в соцсетях. Первыми "на крючок" попадают те, кто находится в безвыходной ситуации из-за отсутствия денег - Карабоев рассказывал, что одному из его соотечественников за участие в боевых действиях пообещали выплатить кредит за него, однако в итоге он так и погиб должником.
После успешной вербовки террористы обеспечивают весь путь своих новоиспеченных сторонников в Сирию - ИГ оплачивает авиабилеты и такси из Турции до сирийской границы. По словам Карабоева, Анкара беспрепятственно пропускает джихадистов в соседнюю страну - на границе было небольшое "окно", через которое спокойно проходили люди.
Уже оказавшись на территории, контролируемой ИГ, бывший таксист испытал множество лишений и тягот - кормили новобранцев раз в сутки, общаться запрещалось, а в случае протестов недовольных могли казнить. В единственном бою, в котором довелось поучаствовать Карабоеву, новобранцы выполняли роль пушечного мяса и даже не стреляли. Большинство из них погибли. Вскоре неудавшемуся боевику удалось вернуться обратно в Турцию, а оттуда - в Таджикистан. Он сознался во всем властям и был амнистирован, однако уважение соотечественников из-за "сирийской авантюры", по его словам, потеряно полностью.