Чем референдум в Нидерландах грозит Евросоюзу?
Еще в 2005 году жители Нидерландов и Франции сказали "нет" европейской конституции, опасаясь, что их страны потеряют слишком много полномочий в пользу объединенной Европы.
Сейчас же, во время голосования по Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, речь идет о совсем другом. Это международное соглашение с третьей страной, которая должна быть экономически и политически стабилизирована ради воцарения покоя на европейских границах.
Договоренности, подписанные летом 2014 с Украиной, Молдовой и Грузией - это соглашения об ассоциации нового поколения. В них совсем не предполагается, что эти страны позже должны стать членами Европейского Союза. Подписанные соглашения являются скорее частью европейской политики соседства. Однако этот факт во время дискуссии в Нидерландах накануне референдума потерялся.
Об открытии европейского рынка труда для украинцев речь тоже не идет. К поставленным целям относится исключительно безвизовый режим, которого сейчас стремится достичь и Турция. С Анкарой ЕС тоже, кстати, подписал соглашение об ассоциации - еще задолго до начала фактического обсуждения возможности вступления Турции в ЕС. Похожие соглашения подписывались и с государствами бывшей Югославии.
На 1200 страницах в шести разделах соглашения об ассоциации перечислены обязательства сторон. Украина должна будет укреплять демократию и верховенство права, бороться с коррупцией и проводить все трансформационные процессы для развития демократического государства. ЕС при этом предлагает ей разнообразную помощь и обещает льготы, в частности, безвизовый режим.
Однако ядром соглашения об ассоциации является создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, которая должна появиться в течение следующих десяти лет. Эта часть соглашения вступила в силу в режиме временного применения еще в конце 2014 года, после голосования в Европарламенте. Политическая часть соглашения вступила в силу в январе этого года, тоже в режиме временного применения. ЕС не хотел заставлять нестабильную Украину годами ждать окончания хлопотного процесса ратификации. Все остальные 27 стран-членов ЕС уже завершили этот процесс. Сейчас речь идет только о Нидерландах.
С политическими последствиями такого исхода голосования придется иметь дело правительству в Гааге. Только оно должно решить, считаться с отрицательным решением избирателей, или решиться не обращать на него внимания. Это будет зависеть от явки избирателей и абсолютной цифры тех, кто проголосует против. В любом случае нидерландский премьер Марк Рютте оказался бы в неприятной ситуации, ведь Нидерланды в этом полугодии председательствуют в Совете ЕС и он должен представлять европейские интересы.
Последствия нидерландского "нет" для дальнейшего применения соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС остаются открытыми. Юристы указывают на то, что 70% текста соглашения касаются обязательств Европейского Союза и только 30% - национальных. Кроме того, существуют специальные механизмы вроде дополнительного протокола, с помощью которых отдельные страны могут избежать обязательства выполнять определенные положения соглашения, например, по мобильности рабочей силы или экспорта сельскохозяйственной продукции. В Брюсселе некоторые эксперты исходят из того, что юридическое решение проблемы возможно, чтобы спасти соглашение об ассоциации между Украиной и другими странами-членами ЕС.
Во время национальных референдумов ЕС принципиально не вмешивается. Так было и перед народным волеизъявлением в Нидерландах. Эксперт Европейского Центра Карнеги Джуди Демпси считает это ошибкой, ведь если 27 стран-членов ЕС считают соглашение об ассоциации с Украиной хорошим решением, то главы правительств этих государств должны за это дело и побороться.
И благодаря своей сдержанности они отдали поле боя кампании против соглашения, добавляет эксперт. "За прошедшие месяцы кампания мутировала с концентрации на дефиците демократии в ЕС до критики коррупции в Украине. И это в конце концов распространило необоснованные страхи, например, что украинцы получат право на трудоустройство в ЕС".
Противники соглашения также открыли путь российской пропаганде и теориям заговора. Если они победят, объясняет Демпси, то это может "поднять дух евроскептиков и популистов, ведь бросать вызов ЕС так легко".
Для Ребекки Хармс, евродепутата из Германии от партии "Союз 90 / Зеленые", ответ ясен. Необходимо учесть волю украинских граждан против воли нидерландских, ведь после долгого процесса, который предшествовал соглашению с ЕС, нельзя просто оставить украинцев в беде, убеждена она. Но если голландцы проголосуют против, ЕС окажется в новой ситуации, которую необходимо будет оценить в Гааге и Брюсселе, прогнозирует евродепутат. Если крупные проекты ЕС можно срывать, собрав 300 тысяч подписей, то такие народные волеизъявления следует еще раз обдумать, считает Хармс.
Евродепутат осуждает и количество ложной информации, которая распространялась в Нидерландах накануне референдума. "Соглашение (об ассоциации с ЕС - прим.) в Украине продвигали не олигархи, а сами граждане на Майдане", - указывает она. В последнюю минуту Хармс еще раз обратилась к жителям соседней страны: "Голландцы должны сказать "да", ведь стабильная Украина укрепляет нашу безопасность в Европе". Если же все дело таки рухнет, то опытный евродепутат от Зеленых видит в этом очень плохой сигнал для будущей европейской политики.