Художник недели: Тарин Саймон
Краткий гид по творчеству американки.
Фотохудожница Тарин Саймон, чьи проекты сейчас показывает "Гараж", родилась в Нью-Йорке в 1975 году. Ее семья может похвастаться творческим бэкграундом: и отец, и дед Тарин экспериментировали с изображением и текстом. Впоследствии художница продолжит начинание предков, однако ее первое образование с искусством связано не было - американка изучала проблемы окружающей среды в Brown University. Вскоре Тарин сменила дисциплину и стала изучать семиотику искусства, а также посещала курсы фотографии в Rhode Island School of Design.
С начала 2000-х Саймон начинает создавать известные серии фоторабот. Американка берет в оборот довольно скучные наукообразные приемы вроде систематизации и классификации, злободневные, порой острые социальные темы и умудряется создавать из этого тяжеловесного материала легкие, лиричные концептуальные проекты.
Невиновные
В 2003 году 28-летняя Тарин представила серию "Невиновные" (The Inossents). Ее героями стали невинно осужденные люди. В каждом случае находился свидетель преступления, чьи показания повлияли на обвинительный приговор, однако впоследствии каждые из "Невиновных" был оправдан с помощью ДНК-экспертизы. Саймон сфотографировала героев на местах преступлений, которые они не совершали. Получилась довольно трагичная история о субъективности человеческого восприятия и непредвзятой правде научного факта. Позже художница издаст "невиновных" в виде книги, в которой напишет: "Фотография в системе правосудия и где бы то ни было еще способна обратить вымысел в факт. Познакомившись с этими мужчинами и женщинами, я осознала двоякость фотографии: то, что красиво в одном контексте, может быть разрушительным в другом".
Американский каталог спрятанного и незнакомого
В 2007 году дала о себе знать страсть Саймон к систематизации - художница выпустила серию с говорящим названием An American Index of the Hidden and Unfamiliar. В этот "каталог" вошли разнообразные объекты, которые являются частью американской повседневности и мифологии, но при этом скрыты от глаз обывателя. Например, капсулы в хранилище ядерных отходов или объекты из коллекции искусства ЦРУ. Стараниями Саймон искусство становится силой, противодействующей попыткам узкого круга посвященных (будь то политики или ученые) скрыть что-либо от обычного человека.
Контрабанда
В 2010 году американка представила масштабный проект, доводящий систематизацию до апогея. Саймон сфотографировала около 1000 предметов, изъятых у путешественников в нью-йоркском аэропорту Джона Кеннеди при въезде в США. Для этого художница провела несколько дней в местном таможенном пункте. От сумок Louis Vuitton до огнестрельного оружия, от пакетика с наркотой до мертвой птицы, - эти предметы живописуют причудливое многообразие человеческих интересов.
Бумажная работа и воля к капиталу
В прошлом году Саймон представила на Венецианской биеннале часть нового проекта (который как раз и прибыл в московский "Гараж"). На этот раз в центре ее внимания экономическое господство и политическое доминирование в современном мире, которые она умудрилась превратить в симпатичные букеты цветов. Американка филигранно скрестила историю искусства и прозы дня. Саймон отобрала фотографии встреч, связанные с историей 44 стран, с помощью ботаников идентифицировала изображенные на них цветы, призванные символизировать статусность мероприятия. Затем американка составила из них "невозможные букеты", аппелируя к одному из жанров голландской живописи XVII века: художники той эпохи нередко изображали вместе цветы, которые не могли расти вместе. Как на фотографии, так и в политике, то что казалось фантазией и абсурдом, может обратиться в реальность.
Черные квадраты
С 2006 Саймон методично работает над серией, вдохновленной юбилеем небезызвестного творения Казимира Малевича. Художница создала 17 работ, в которых черный квадрат служит фоном, а главным героем становится некий предмет, выносящий своеобразный диагноз культуре и обществу. Например, блокнот из человеческой кожи, письма приговоренных к казни шпионов или просто раритетный видеофон. Особняком в серии стоит последний "квадрат", созданный Саймон для музея "Гараж" - заручившись поддержкой "Росатома", художница создала первый в мире арт-объект из радиоактивных материалов. Сейчас произведение храниться в железобетонном контейнере в бетонном хранилище на территории завода "Радон" близ Сергиева Посада. Выставить "квадрат" будет можно лишь в 3015 году. В отличие от многих других художников, Тарин Саймон может быть уверена, что искусство ее переживет.