Reuters: Россия откладывает на год достройку "путинского моста" в Крым
Россия перенесла на год достройку многомиллиардного моста через Керченский пролив, призванного соединить ее территорию с аннексированным Крымом, и объяснила отсрочку сложностью строительства железнодорожной части объекта.
Кремль полагает, что мост жизненно необходим для интеграции Крыма, отобранного у Украины в 2014 году. Президент России Владимир Путин называет проект исторической миссией.
Мостовой переход длиной 19 километров будет состоять из двух мостов - автомобильного и железнодорожного. Объект станет самым длинным мостом в России и самым протяженным совмещенным мостом в Европе.
Строительство автомобильного моста идет по расписанию, однако стало известно, что срок завершения строительства железнодорожного сегмента отложен на год. Это значит, что у подрядчика - компании, контролируемой спарринг-партнером Путина по дзюдо и не имеющей опыта строительства мостов - будет больше времени для завершения проекта стоимостью 212 миллиардов рублей (3,2 миллиарда долларов).
Затягивание строительства подчеркивает огромный масштаб логистических, финансовых и политических проблем, с которыми сталкивается Кремль в попытке вдохнуть новую жизнь в экономически отсталый полуостров в Черном море. При этом Москва не может обратиться за помощью к Западу, поскольку тот наказал ее санкциями за аннексию и роль в кровопролитном кризисе на востоке Украины.
В распоряжении правительства 2015 года сказано, что мост должен быть сдан в эксплуатацию к 18 декабря 2018 года. Путин неоднократно упоминал об этом крайнем сроке, говоря о важности проекта для многострадальной российской экономики и Крыма.
Возмущенная аннексией Украина блокирует сухопутный доступ на полуостров, и попасть в Крым можно лишь морем или по воздуху.
Однако государственное дорожное агентство Росавтодор сообщило в ответе на вопросы журналистов, что крайние сроки были скорректированы, и что строительство железнодорожного сегмента будет завершено до конца 2019 года, то есть на год позже изначально запланированного срока.
"В процессе государственной экспертизы проекта строительства моста через Керченский пролив сроки были детализированы", - сообщил представитель агентства.
Он сказал, что строительство железнодорожного моста занимает больше времени, чем автомобильного, и технически более сложно, поскольку железнодорожный должен быть рассчитан на более серьезную нагрузку. Кроме того, железная дорога дополнительно потребует установки сигнального оборудования и средств спецсвязи.
Представитель Росавтодора не объяснил, почему перечисленные факторы не были приняты во внимание в первоначальном плане.
"В связи с этим мостостроители закладывают несколько больше времени на создание железнодорожной части моста и планируют открыть движение поездов до конца 2019 года", - сообщил Росавтодор.
Железнодорожный и автомобильный мосты - два отдельных объекта, сообщил пресс-секретарь Росавтодора. Дорогу ведомство планирует открыть вовремя - к концу 2018 года.
Из стенограммы совещания Путина с министрами в марте, когда президент лично инспектировал стройплощадку, следует, что глава государства узнал о задержке и остался этим недоволен. Но тогда упоминание о задержке сроков строительства осталось практически незамеченным СМИ.
Министр транспорта Максим Соколов объяснил сложившуюся ситуацию Путину иначе, чем это сделал Росавтодор в ответе журналистам. Он сказал главе государства, что задержка строительства железной дороги связана с падением спроса на железнодорожное сообщение с курортным Крымом зимой. Это объяснение, по-видимому, вызвало раздражение Путина.
"Железнодорожный трафик небольшой, пока железной дороги нет. А если она будет, тогда порты заработают по-другому, тогда и трафик будет", - ответил президент.
Контракт на строительство моста в 2015 году был передан фирме, подконтрольной Аркадию Ротенбергу, близкому союзнику Путина и его бывшему партнеру по дзюдо. Ротенбергу принадлежит 51 процент основного подрядчика строительства моста - компании Стройгазмонтаж (СГМ).
США и ЕС включили Ротенберга как приближенное к Путину лицо в санкционный список. Из-за санкций он не может привлекать капитал или нанимать субподрядчиков на Западе, что могло бы помочь его компании завершить проект.
СГМ специализируется на строительстве газопроводов и сопутствующей инфраструктуры. Компания не имеет опыта строительства мостов, поэтому была вынуждена нанять российских субподрядчиков, у которых этот опыт есть.
Пресс-секретарь СГМ-Мост - подразделения СГМ, отвечающего за проект - перенаправила вопросы о сроках строительства Росавтодору.
Глава Тамани, ближайшего населенного пункта к мосту со стороны материковой России Иван Беделев в разговоре с журналистами предположил, что строители не смогли реализовать изначально задуманный план.
Мост, который некоторые в России окрестили "путинским", потребует кардинального улучшения состояния дорог по обе стороны от Керченского пролива, и с этим тоже есть проблемы.
Строительство четырехполосного шоссе протяженностью 300 километров, которое должно соединить с мостом столицу Крымского полуострова, еще не началось, поскольку у разработчиков проекта возникли разногласия с властями Крыма. Детали ситуации неясны.
Путин, склонный устраивать подчиненным публичные выволочки, не удержался от этого на мартовской совещании и назвал организацию строительства моста "дорогой в никуда".
"Должен быть человек, которого можно будет повесить, если он не сделает ничего", - распорядился президент.