На чьи деньги должны существовать политические партии
Улыбчивый и жизнерадостный Алехандро Салас - руководитель американского департамента международной организации Transparency International. Он изучал политологию в Universidad Iberoamericana в Мехико, магистерскую работу по специальности "Публичная политика" защитил в гаагском Институтуте общественных дисциплин. До 1996 года работал сфере общественной политики в Мексике, затем пять лет в Институте Апойо, перуанском аналитическом центре. Его сотрудничество с Transparency International началось с 2002 года и продолжается до сих пор.
В Киев Алехандро приехал из интереса к бурлению здешних политических страстей и принятому Верховной Радой закону о государственном финансировании политических партий. Именно эта реформа (закон вступает в силу в июне) и стала главной темой его беседы с корреспондентом ЛІГА.net.
- Для начала: в чем заключается основная идея государственного финансирования политических партий как антикоррупционного инструмента?
- Основная идея - предотвратить приход в политику "темных" денег, средств неясного происхождения, которые могут использоваться для продавливания чьих-то частных интересов. Проблема таких частных денег в политике в том, что они непрозрачны, их происхождение часто неясно и они не вносятся открыто. Как правило, такие "инвестиции" связаны с тем или иным криминалом. Используя такие деньги можно влиять на выборы и с большой вероятностью купить нужные результаты. Решения, которые будут в итоге работать не в интересах избирателей, а в интересах того, кто эти деньги заплатил, его друзей и близких к нему групп. В некоторых странах (включая мою родную Мексику) наркокартели, зарабатывающие на торговле кокаином и марихуаной, закачивают деньги в политику в расчете на то, что победившие с их помощью на президентских или парламентских выборах кандидаты им потом отплатят - принятием в интересах картелей политических решений и законов, которые, например, ослабят таможенный контроль или ограничат возможности полиции вмешиваться в определенных регионах и при определенных обстоятельствах. Примерно то же самое происходит и в Украине. Пусть даже у вас нет наших наркокартелей, но приток "темных" денег на выборы у вас все равно есть, причем по тем же самым причинам и с похожими последствиями. Именно для снятия такой угрозы бывает полезно ввести государственное финансирование политических партий - прозрачное и за счет уплаченных избирателями налогов.
- Одна из очевидных проблем, связанных с этим подходом - то, что с теми или иными политическими партиями связана не такая уж большая часть граждан Украины, а введение государственного финансирования партий означает, что оплачивать их существование придется буквально каждому. Понятно, что по сравнению с другими проблемами налогового менеджмента эта выглядит относительно мелкой, но противники госфинансирования партий на нее непременно укажут.
- Что же делать, работу демократических механизмов нужно финансировать так же, как и работу любых других. Если люди хотят, чтобы демократия работала в интересах большинства, платить за это придется именно большинству. Если этого не делать, все опять сведется к злоупотреблениям, которые, как показывает опыт, в итоге обходятся людям гораздо дороже. Конечно, люди сами для себя должны решить - хотят они оставить демократические процедуры под своим контролем или готовы отдать их на откуп олигархам. Для устоявшихся демократических сообществ это, конечно, вопрос праздный, но практика выборов показывает, что Украине еще предстоит его для себя по-настоящему решить. Пока что ситуация выглядит так, что в Украине олигархи - и вообще люди с деньгами, - неплохо научились использовать демократические процедуры с пользой для себя, а вот избиратели этого еще не умеют. Я вижу в этом еще один аргумент в пользу введения исключительно государственного финансирования партий. Тут есть еще один важный момент: даже если деньги идут из бюджета, все с ними связанное должно быть прозрачно, контролируемо и подотчетно. Публичными должны быть не только источники их поступления, но и цели, на которые они будут в итоге израсходованы.