"Юбилей" аварии на ЧАЭС: как власти СССР тянули время и скрывали катастрофические последствия трагедии
Высшее советское руководство намеревалось максимально скрыть катастрофические масштабы аварии, случившейся в ночь на 26 апреля 1986 года в одном из энергоблоков ЧАЭС.
Первое официальное обращение секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в связи с катастрофой датировано 14 мая. В эфире советского телевидения он заявил, что пик аварийной ситуации пройден, а мир полнится и другими более важными проблемами.
"Благодаря принятым эффективным мерам сегодня можно сказать: худшее позади. Наиболее серьезные последствия удалось предотвратить", - заявил тогда Горбачев.
По мнению генсека, ядерное разоружение сверхдержав куда важнее того, что произошло на ЧАЭС. Эта авария якобы была использована Западом и НАТО для очернения Советского Союза.
Иван Плющ, возглавлявший в то время Киевский облисполком и членствовавший в комиссии по ликвидации катастрофических последствий, считает, что "мир не узнал бы о той трагедии", не случись распространения радиационного облака за пределы советских границ.
Он вспоминал, что в заседаниях комиссии принимали участие группы военных, министров, светил науки: увешанные орденами все они утверждали о наличии "нулевой радиации".
В тот же самый период к врачам приходили тысячи граждан, жаловавшихся на недомогание. Врачам, по некоторым сведениям, воспрещалось связывать радиационное загрязнение от аварии на атомной станции с внезапным ухудшением самочувствия среди населения.
Медицинская статистика оставалась в засекреченных архивах на протяжении целых десятилетий.