Как томские предприниматели создали федеральную сеть футбольных школ
Сеть футбольных школ для детей дошкольного возраста «Юниор» объединяет 226 школ в России, Украине, Индонезии, Белоруссии и Казахстане. В «Юниоре» обучают тренеров по специальной методике и торгуют франшизами. Оборот компании в прошлом году составил 121,5 млн рублей. Редакция узнала у основателей проекта, как он функционирует.
Идея создать футбольную школу для маленьких детей (от 3 до 6 лет) пришла в голову предпринимателю Александру Семенцову в начале 2013 года. На форуме молодых предпринимателей он познакомился с будущими партнерами: совладельцами томской DI-Group Игорем Ковалевым и Дмитрием Стародубцевым. Позже к ним присоединились предприниматель Алексей Анисимов и завершивший к тому моменту спортивную карьеру экс-капитан ФК «Томь» Василий Янотовский.
Сейчас под брендом «Юниор» работает 226 школ в 101 городе России (в том числе шесть в Москве и 15 в Санкт-Петербурге), Украины, Индонезии, Белоруссии, Казахстане. В школах обучается 16 тысяч детей. Оборот компании в прошлом году составил 121,5 млн рублей. В «Юниоре» говорят, что до конца мая 2016 года будут открыты представительства в Германии и Сингапуре. До конца года сеть планирует привлечь венчурные инвестиции и увеличить количество школ в два раза. Бывшие воспитанники сейчас занимаются в академиях «Зенита», «Локомотива» и «Динамо».
До того, как заняться развитием сети футбольных школ, Семенцов торговал БАДами: возил их в Россию из Казахстана и Китая. «После этого бизнеса у меня была багетная мастерская, потом я начал заниматься организацией футбольных турниров, познакомился с Ковалевым и Стародубцевым, и они согласились инвестировать в мой проект - сайт для самоорганизации футбольных турниров. Позднее мы решили открыть еще и футбольную школу. Сейчас никаких интересов, кроме "Юниора" у меня нет», - рассказал vc.ru Семенцов.
У принадлежащей его партнерам DI-Group широкий круг бизнес-интересов: от производства автоматов для продажи молока до оборудования для 3D-печати. Завершивший профессиональную карьеру Янотовский играл в команде, которую спонсировала DI-Group, и Семенцов предложил ему поучаствовать в развитии «Юниора». Сейчас бывший футболист является совладельцем подразделений сети в Томске и Москве и помогает партнерам с подбором тренерских кадров.
Алексей Анисимов присоединился к проекту в августе 2014 года: он инвестировал 800 тысяч рублей. «На эти деньги мы открыли московскую сеть и запустили продажи франшиз. В декабре 2015 года Алексей ушел на другую работу, некоторое время продолжал работать part-time, а потом стал миноритарием», - говорит Семенцов.
«При выборе тренера ориентируемся на тех, кто способен к обучению. У нас нет спортивных учреждений, которые бы учили спортивной футбольной подготовке детей дошкольного возраста. По сути, мы заново обучаем людей, и здесь много нюансов по сравнению с детьми постарше. Берем молодых тренеров, готовых учиться, еженедельно для них проводим вебинары, стараемся дать новую информацию», - рассказывал Семенцов в интервью РИА Томск.
В разговоре с vc.ru он пояснил, что преимущественно сам занимается подбором персонала. «У нас есть амбиции выйти на международные рынки, поэтому стараюсь брать людей, которые могут полезны для выхода на новые рынки. Мы начали работать в период кризиса, желающих работать у нас было очень много - на каждую позицию сотни кандидатов», - рассказал предприниматель.
Главная особенность школы заключается в возрасте воспитанников - от 3 до 6 лет. В основной массе российское футбольное образование ориентировано на детей школьного возраста. Для работы с этой возрастной категорией в «Юниоре» разработали собственную методику, рассказал vc.ru спортивный директор сети Илья Штеблов.
По словам Штеблова, дети в этом возрасте быстро «перегорают», и им надоедает однообразие. «Поэтому в нашей методике предусмотрена система мотивации и поддержания интереса к занятиям. Например, каждому ребенку выдается красочный дневник футболиста, в который записываются результаты тренировки, а после каждого занятия выдается наклейка, которую нужно наклеить на специальную страницу, используются медали и другие элементы», - говорит спортивный директор «Юниора».
«Идея продавать франшизу родилась сразу, но сначала нужно было создать успешную школу. У этого бизнеса много нюансов, поэтому первые два года мы копили опыт и только потом организовали сеть франчайзи», - рассказал vc.ru Семенцов. Как пояснил директор по развитию сети «Юниора» Дмитрий Кондратенко, франшиза включает в себя доступ к CRM-системе, включение в международную сеть школ, федеральный колл-центр (в случае России), право использования торговой марки, доступ к методическим и прочим информационным материалам.
«Усредненный портрет франчайзи - мужчины и семейные пары 22-35 лет, любящие спорт и детей», - говорит Кондратенко. CRM-система «Юниора» позволяет контролировать большинство финансовых показателей наших партнеров, рассказывают в компании. Стоимость франшизы зависит от размеров населения города и принципа разделения территории (эксклюзивные права на город или разделение по районам) и складывается из паушального взноса и затрат на инвентарь. «Минимум - это 120 тысяч рублей. Средняя стоимость - 320 тысяч рублей. Роялти составляют 10 тысяч рублей с одной школы или 5% от оборота, если его сумма превысит 10 тысяч», - пояснили vc.ru в «Юниоре».
Об открытии филиалов школы в Азиатско-Тихоокеанском регионе Семенцов рассказывает так: «У нас была база контактов состоятельных людей в Азии, мы разослали по ней наше предложение, несколько людей заинтересовалось, один из них купил франшизу и открыл школу в Индонезии». У DI-Group, как следует из информации на сайте группы, есть инвестиционный фонд HaxAsia, расположенный в Сингапуре.
Семенцов убежден, что на спорте в России можно успешно зарабатывать. «Мы считаем эту нишу очень перспективной для молодых предпринимателей: компьютеры и интернет-технологии развиваются очень быстро, рано захватывают сознание детей. Спорт же развивается в основном в направлении высоких достижений, а не в том, чтобы нравиться детям. Мы многое сделали, чтобы наши подопечные с удовольствием ходили на тренировки, в том числе, как ни парадоксально, используем ИТ-технологии и технологии RPG-игр».