Всюду золото, золото, золото!
Говард Картер - известный археолог, который открыл гробницу Тутанхамона. Он был честным и упрямым человеком, чей перфекционизм часто являлся причиной для неприятностей. Если бы он был более дипломатичен, Говард смог бы избежать много личного горя, но тогда он никогда бы не обнаружил могилу. Такими словами охарактеризовал археолога неизвестный приближенный друг Картера.
Детство
Говард Картер родился в Лондоне, Англия, 9 мая 1874 года, в семье с уровнем жизни ниже среднего класса. Самый младший из 11 детей Самуэля Джона Картера, художника и иллюстратора для Illustrated London News, и Марты Джойс Песков, он был поднят на ноги в небольшой английской деревне Софэм двумя своими тетками. Так как в детстве Говард часто болел, то обучение получил в домашних условиях. Отец научил его рисовать. Картер почувствовал, что его образование будет самым минимальным и этот факт часто приводил его в состояние уныния. Его обособленность от социальной жизни и непредсказуемое поведение с людьми является вытекающим обстоятельством из неуверенности, полученной от полного отсутствия формального образования среди других детей его возраста.
Юношество
Художественный талант Картера был замечен египтологом Перси Ньюберри, когда молодой Картер был 17-летним юношей. Говард отправился в Египет с 1892 по 1893 года, чтобы помочь Ньюберри изучать гробницы. В 1892 году Картер также трудился в Телль-эль-Амарне с известным археологом Уильямом Флиндерсом Петри. Затем он работал чертежником для швейцарского египтолога Эдуардо Навилля на изысканном погребальном храме женского фараона Хатшепсут в Фивах.
Работа для египетского правительства
Из-за его потенциала, и, вероятно, из-за рекомендации Навилля, глава службы древностей Египта Масперо назначил Картера на вновь созданную должность генерального инспектора памятников Верхнего (южного) Египта. В это время Говард начал проявлять активный интерес к обширным кладбищам на Западном берегу Фив, известных как фиванский некрополь. В качестве инспектора он контролировал оформление нескольких недавно обнаруженных могил Хатшепсут - одной из четырех женщин-фараонов, которая царствовала с 1478 до 1458 года до нашей эры, и короля Тутмоса IV, который правил с 1401 до 1390 года до нашей эры. В это время Картер работал не только для Службы древностей, но и на богатого американца Теодора Дэвиса. Говард был так заинтересован в работе в фиванском некрополе, что когда Масперо хотел назначить его на более престижную должность генерального инспектора памятников Нижнего (северного) Египет, археолог возражал в течение года.
На севере в Саккаре Картер был вовлечен в инцидент с французскими туристами, который должен был изменить всю его жизнь. Из-за его чувства приличия он выгнал пьяных французов, которые дрались с египетскими кожухами на склепе священных быков. Когда туристы пожаловались, Картера попросили дать извинения, но он наотрез отказался. В итоге Масперо был вынужден перевести Картера в дельту в район, где река Нил впадает в Средиземное море, откуда Картер ушел со своего поста в египетском правительстве.
В течение следующих полутора лет Картер зарабатывал на жизнь как акварелист и в качестве дилера предметов старины. Он продавал экспонаты как древнего и современного Египта для туристов, так и предметы старины для богатых английских людей. В то время подобная деятельность была вполне приемлема.
Картер и Карнарвон
Когда английский граф Карнарвон, который был в Египте для улучшения своего здоровья, хотел провести раскопки в Фивах, Масперо рекомендовал ему Картера. В своем первом совместном сезоне в 1907 году Говард раскопал могилу конца 16 века до нашей эры, котором были найдены письмена об изгнании из Египта гиксосов - иностранных захватчиков. В последующие годы Картер и Карнарвон сделали другие впечатляющие открытия. Среди них были два «потерянных» храма Хатшепсут и Рамзеса IV (около 1154-1148 до нашей эры), а также ряд могил значительных богачей 2000-1500 до нашей эры. Публикация на пергаменте появилась в 1912 году и называется Explorations, в которой описаны пять лет работы в Фивах за 1907-1911 года.
В 1912 году Картер и Карнарвон решили расширить раскопки в Фивах, результаты оказались гораздо менее плодотворными. Говард не обнаружил ничего, кроме большого гнезда ядовитых змей. В 1913 году он нашел клад греко-римских ювелирных изделий, но уровень грунтовых вод был высок, поэтому от раскопок вскоре отказались.
В 1914 году Картер услышал, что местные египтяне в Фивах обнаружили скалы гробницы Аменхотепа I (около 1526-1506 до н. э.) за пределами Долины царей, где большинство из фараонов Нового царства были похоронены. Путем подкупа Говард попал к могиле, которую впоследствии раскопал.
Ближе к Могиле Тутанхамона
В 1914 году старый и больной американский бизнесмен Теодор Дэвис отказался от своих прав на раскопки в Долине царей - прав, которые уже давно желали Картер и Карнарвон. По словам работника Дэвиса, американец находился в нескольких футах от обнаружения гробницы Тутанхамона - фараона, правившего Египтом с 1333 до 1323 года до нашей эры, но остановился, потому что боялся подорвать близлежащую дорогу. Картер и Карнарвон взяли на себя концессию Дэвиса, но работы приостановились в 1914 -1917 годах из-за Первой мировой войны. Говарду удалось выкопать уже известную гробницу Аменхотепа III и скалу гробницы Хатшепсут. С 1917 по 1922 год Картер и Карнарвон ограничились маленьким результатами в раскопках в Долине царей. К 1922 году Карнарвон думал, что они нашли все, что можно было найти. Предложение Картера заплатить за большую часть земляных работ с его собственных денег пристыдили графа и понудили к финансированию последнего сезона раскопок.
Открытие
Время убегало от Картера, у него был только месяц, чтобы найти могилу Тутанхамона. Он уже провел почти десять лет в поисках. За это время его рабочие переработали более 200 тысяч тонн щебня вручную. Несмотря на то, что он исследовал почти каждый дюйм в Долине царей, 30-футовая насыпь щебня все еще стояла в его лагере. Картер хотел посмотреть, что находится под этой насыпью перед отказом от дела.
В ноябре 1922 года Картер и его рабочие обнаружили 12 ступенек, которые привели к входу все еще запечатанной могилы после 30 веков тишины. Впечатления от печати не намекнули о хозяине могилы. Говард отчаянно хотел рыть, потому что, как он писал в своей книге о гробнице Тутанхамона: "Ничего, буквально ничего может лежать за пределами этого прохода, и нужно все мое самообладание, чтобы удержаться от разрушения дверного проема и дальнейшего расследования". Вместо этого он засыпал лестницу щебнем, переплыл через реку Нил и телеграфировал новость Карнарвону.
Золото
Картер ожидал мучительные 20 дней пока граф и его дочь Эвелин прибыли из Англии. Наконец, Говард раскопал всю лестницу из 16 ступеней, раскрывая вход в гробницу Тутанхамона. Он с сожалением отметил, что кто-то проникал в могилу, первые пломбы были повторно уплотнены, грабители влезали тысячи лет назад. На следующий день герметичная дверь была удалена, открывая проход, заполненный щебнем - это тоже является признаком проникновения. Картер копал туннель и ночью, но так и не мог найти дверь в камеру. В середине следующего дня в 30 футах глубже от наружной двери, Говард обнаружил второй дверной проем. И, наконец, как он писал в своей книге: «Был решающий момент. Дрожащими руками я сделал крохотную брешь. Сначала я ничего не видел, но после того, как мои глаза привыкли к темноте, детали комнаты медленно начали проясняться из тумана. Странные животные, статуи и золото, всюду блеск золота. Я онемел от изумления. Когда лорд Карнарвон, не выдержав интригу, спросил с тревогой: «Можете ли вы увидеть что-нибудь?», все, что я смог сказать, было «Да, удивительные вещи»».