История о том, как богиня с оливой превратилась в солдата с коноплей (ФОТО)
Своеобразным символом Мариуполя стал памятник участникам Великой Отечественной войны, открытый в сентябре 2000 года на площади Ленинского Комсомола. Так как до этого Мариуполь не имел «центрального» мемориала участникам и жертвам Второй мировой войны, то памятник стал традиционным местом проведения празднований Дня Победы и Дня освобождения Мариуполя от немецко-фашистских захватчиков. И хотя у многих само авторское решение темы Победы до сих пор вызывает недоумение, в результате чего памятник получил в народе прозвище «солдат с коноплей», другого такого места, где можно было проводить массовое празднование, в Мариуполе нет. Все предыдущие годы ветеранов войны городская власть собирала в центральном парке - месте отнюдь не массовом.
Кстати, Мариуполь до сих пор не удосужился создать свой собственный мемориал в память жертв Второй мировой войны, где были собраны имена мариупольцев, как павших в боях, так и замученных и расстрелянных оккупантами. Напомню, что война стоила Мариуполю 50 тыс. погибших (в том числе и военнопленных, погибших в концлагерях на территории города). И это, несмотря на официальную трескотню («Никто не забыт и ничто не забыто!»), поднимаемую властью только два раза в год - на 9 мая и 10 сентября.
Однако вернемся к памятнику. Его авторами были известные в городе художники-монументалисты Лель Кузьминков (1925-2012) и Валентин Константинов (1923-2011). Валентин Константинов, кстати, участвовал в освобождении Мариуполя в составе десанта под командованием Константина Ольшанского. Но это тема для другой статьи.
Напомню мариупольцам некоторые работы этих мастеров монументального искусства. Мозаика на стенах цехов концерна «Азовмаш» - « Материнство», «Спорт», «Труд», «Учеба», мозаика «Металлурги» в здании ж/д вокзала, фриз из барельефов «Юноша», «Девушка». «Семья» на проспекте Мира, памятник митрополиту Игнатию на Левом берегу возле церкви Архистратига Михаила.
Так получилось, что с обоими художниками я был достаточно хорошо знаком, и они, диссиденты по духу, не скрывали передо мной своих взглядов. Спустя две недели после открытия памятника, Лель Николаевич Кузьминков рассказал мне историю его появления и замысел художников.
Надо добавить, что в СССР памятники воинам Великой Отечественной должны были обязательно подчеркивать героизм, проявленный при защите Советской власти, обязательно иметь символы СССР (звезду) и изображать солдат в военной форме. После падения СССР в независимой Украине вспомнили, какой ценой была завоевана Победа, поэтому понемногу стали освобождаться от наносного советского пафоса и подчеркивать скорбь по поводу огромных жертв войны. Именно скорбь по погибшим и радость Победы решили объединить в замысле памятника мариупольские художники. Тем более, что городская власть в лице тогдашнего мэра Михаила Поживанова созрела в понимании поставить основной в городе памятник воинам Второй мировой. После 50-летия Победы, в Мариуполе был объявлен конкурс на лучший проект памятника с публичным его обсуждением - дело в тогдашнем Мариуполе неслыханное.
«Мы с Валентином (Константиновым - прим. авт.) решили отойти от советского пафоса, - рассказывал мне Кузьминков, - поэтому изобразили Нику - древнегреческую богиню Победы с обязательной для нее оливковой ветвью. Ты же знаешь, что в древней Греции героев украшали оливковыми ветвями, которые стали символом победы. Наша Ника опиралась на крест - символ скорби у христиан. Вот таким был наш замысел - одновременно и победа, и скорбь по павшим».
Однако, идея с конкурсом, как и многое в Мариуполе, шла со скрипом. Конкурс дотянули до очередных местных выборов, где Поживанов проиграл своему предшественнику Юрию Хотлубею (1998 год). Художники воспрянули с духом, так как знали, что у Хотлубея на фронте погиб отец, а значит, конкурс не будет сверстан. Но в то же время, все помнили, что в кресло мэра Юрий Юрьевич пересел из кресла первого секретаря горкома партии (коммунистической, других тогда не было), поэтому замысел с Никой мог не пройти.
В сентябре 1998 года, в честь 55-й годовщины освобождения города от нацистов, в драмтеатре состоялась выставка конкурсных работ. Там и была выставлена Ника с крестом, я хорошо помню эту работу, уж очень она выделялась из числа скульптур, изображавших помпезных воинов в советском духе. Поэтому первое место в конкурсе занял проект Кузьминкова и Константинова. Художники ждали вердикта мэра.
Как и предполагали Кузьминков и Константинов, новый-старый мэр проект крылатой Ники не одобрил. Но хитрый Юрий Юрьевич не захотел брать на себя ответственность отказать мариупольцам и перенаправил за решением к ветеранам.
«Тут мы поняли, - продолжал Кузьминков, - что на проекте можно ставить жирный крест. Чтобы эти коммуняки (Кузьминков недолюбливал коммунистов, это не было секретом - прим. авт.) одобрили богиню? Да никогда в жизни!»
Он не ошибся: Городская ветеранская организация «зарубала» проект на корню.
«Сказали, мол, не надо нам богинь, давай солдата и все!» - усмехался Лель Николаевич.
Художники - народ креативный, поэтому долго не горевали. Хотите солдата - будет вам солдат! Но хитрые Лель Николаевич и Валентин Константинович отступать не хотели. И изобразили-таки Нику! Только вместо длинной туники, на Нике появилась шинель, крылья сделали в виде плащ-палатки, на голове у богини появилась пилотка со звездой, а вместо креста она (теперь это был он - солдат) опиралась на ППШ. Оливковую ветвь - символ Победы - художники в долгих словесных баталиях с ветеранами и властью отстояли. Так художники сумели протянуть «идеологическую диверсию» - изобразить богиню на памятнике Второй мировой войны.
Еще одну страшную идеологическую диверсию протянули в проект художники. Два пилона, между которых стоит солдат, по версии авторов символизировали запретные рамки системы, в которые был зажат СССР. И солдат (т. е. богиня Ника с ветвью Победы) символизировал стремление народа-победителя вырваться из рамок на свободу. Однако это художники ветеранам и власти, понятное дело, не сказали, а объяснили пилоны двумя штыками, которые символизировали начало и окончание войны.
Конечно, ветераны протестовали против плащ-палатки («Он же в шинели!»), хотели убрать оливковую ветвь, но художники стали насмерть, и ветераны сдались. Немаловажное значение тут сыграл железный аргумент Валентина Константинова - участие в составе десанта Ольшанского. Да и городской власти соорудить памятник по проекту одного из освободителей Мариуполя виделось идеологически верным решением. Хоть коммунистическая идеология формально тогда уже не чествовалась. Формально, а фактически ее тиски чувствовали художники все время переработки проекта.
Согласование и доработка проекта продолжалось около года, и наконец летом 2000 года началось сооружение памятника. Не нравилось авторам место его сооружения - на том месте в 1977-1989 годах стоял монументальный памятник одному из душителей культуры в СССР Андрею Жданову. Но тут ничего не поделаешь.
Вадим Джувага