Государство заплатит за жилье, разрушенное во время боев на Донбассе
Впервые жительница Донбасса выиграла в суде дело о компенсации за жилье, разрушенное в ходе силовой операции - ей стала 80-летняя Валентина Макогон. Правозащитники, оказавшие жительнице Славянска юридическую помощь, считают, что это решение послужит прецедентом для удовлетворения исков других пострадавших. Официальной статистики по этой категории граждан нет, но эксперты не исключают, что речь может идти о тысячах подобных случаев, сообщает "Восстановление Донбасса".
Как сообщил на пресс-конференции в Киеве 12 мая зять Валентины Макогон Василий Полосенко, представляющий ее интересы, дом с квартирой на окраине Славянска, был сожжен и разрушен в результате обстрелов в июне 2014 года. По решению суда, потерпевшей удалось добиться возмещения на сумму 363 789 гривен 40 копеек.
Компенсация рассчитана по средней стоимости строительства квадратного метра жилья в Донецкой области, сообщила юрист общественной приемной УХСПЧ в Славянске Виктория Фролова.
«Стоимость сгоревшей мебели и предметов быта не учтена, так как нет никаких доказательств их наличия или чеков. Компенсация присуждена только за голые стены», - сказала правозащитница.
Но даже такое решение суда стало для пожилой женщины и ее семьи приятным сюрпризом. «Суд первой инстанции нам в иске отказал, и мы подали апелляцию в Апелляционный суд Донецкой области. Там судебное разбирательство переносилось трижды, я трижды общался с судьей, - рассказывает Василий Полосенко. - Когда мы шестого мая получили по почте положительное решение, это стало для нас полной неожиданностью».
Однако директор центра стратегических дел УХСПЧ Михаил Тарахкало отметил, что по закону потерпевшая имела все основания на компенсацию за жилье, уничтоженное во время силовой операции. «Статьей 19 закона Украины «О борьбе с терроризмом» государство предусмотрело компенсацию гражданам всего ущерба, причиняемого в ходе антитеррористических операций. А война на Донбассе официально квалифицируется государством именно как антитеррористическая операция», - сказал Тарахкало.
Он уверен, что государству так или иначе придется выплатить компенсацию. «Мне известно, что судебное решение вступило в силу и по нему уже выданы исполнительные документы. Если государство не найдет средств в бюджете, будет пытаться обжаловать судебное решение, есть обширная практика ЕСПЧ, который считает, что подобные действия противоречат Европейской конвенции о правах человека», - считает правозащитник.
Он также предостерег украинские суды от дальнейших попыток затягивать рассмотрение подобных исков или не удовлетворять их. Ведь за этим неизбежно последует представление в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который «однозначно выносит решения в пользу потерпевших» с предоставлением им не только возмещения стоимости имущества, но и с компенсацией морального ущерба в размере нескольких тысяч евро. «К тому же каждый судья понимает, что вскоре может быть принят закон об индивидуальной ответственности за нарушение международных конвенций и тогда средства по постановлениям ЕСПЧ будут взиматься из кармана этих судей», - не исключил юрист.