Известному "Джентльмен-шоу" исполнилось 25 лет
Юмористическому телевизионному проекту "Джентльмен-шоу" сегодня стукнуло четверть века. Первый выпуск программы вышел на экраны 13 мая 1991-го в первый день работы российского телевидения, которое появилось отдельно от центрального ТВ - единственного на тот момент. Основали шоу резиденты КВН - участники команды Одесского государственного университета "Клуб одесских джентльменов". До 2000-го программа выходила на российских каналах, позже появилась и на украинском ТВ, где шла с успехом до 2005-го. Причем, как признаются сегодня "Джентльмены", совершенно бесплатно.
В шоу были сыграны тысячи ролей - на каждого артиста приходилось по 200-700 различных образов, которые они воплощали на экране без спецэффектов и современных киношных хитростей. Телезрители наверняка помнят рубрики "Одесские итоги", "Элка и кореша", "Деревня Тупые углы", "Вованиада", "Одесские куплеты", "Уголок высокой моды", "Спокойной ночи, взрослые", "Лучшая 10-ка анекдотов", "Одесская коммунальная квартира", "Сыграем в ящик", "Милицейская академия", "Новая жизнь старого кино", "Косое зеркало", "Бешеные бабки", "Рекламное агентство", "Наши в космосе" - всего их было около 30-ти.
В разные годы через программу-долгожитель прошло много артистов, а с первых до последних дней снимался костяк: Олег Филимонов, Янислав Левинзон, Ирина Токарчук, Олег Школьник, Яков Гопп. В 2001-м к ним присоединился Александр Чеканов, который позже связал свою карьеру с медициной и сейчас работает урологом. Остальные остались в шоу-бизнесе, часть авторов и артистов эмигрировала за границу, кто-то играет в театре, а кто-то проводит научные исследования. "Сегодня" узнала, как сложились судьбы артистов и создателей "Джентльмен-шоу" спустя 25 лет после первого эфира.
Тысячи ролей на десяток артистов. Без спецэффектов. "Элка и кореша". Пародия на телесериал "Элен и ребята". "Одесская аптека". Школьник - провизор. КОММУНАЛКА: ЖИЛЬЦЫ УШЛИ В ТЕАТР ИБОДИБИЛДИНГ
Одной из самых любимых народом рубрик шоу была "Одесская коммунальная квартира", в которой обитали супруги Яша и Сима, ее темнокожий любовник Мганга, алкоголик Петрович, Миша, толстяк Боря-Жора и Семен Маркович. В коммуналке то и дело что-то происходило - тут готовили контрабандный парфюм, проводили выборы, устраивали киностудию и играли пьесы Шекспира...
Исполнительница роли разбитной тети Симы Ирина Токарчук рассказала "Сегодня", что съемки проходили в настоящих коммуналках. "Квартиры выбирали авторы, я помню шесть... Главным критерием было удобство для съемок и согласие всех жильцов. Старались снимать в те дни, когда местные жильцы на работе, чтобы никому не мешать, иначе люди не могли даже в туалет выйти: то кухня занята, то ванная, то коридор. Но съемки шли четыре дня подряд и, естественно, иногда люди бывали дома, потому приходилось часто менять квартиры, ведь народ все равно уставал", - вспоминает съемки актриса.
По сюжету, помимо мужа Яши, у Симы был поклонник Мганга. "У меня их было три: первый, основной - Дэвид. Он остался в Одессе и обзавелся семьей, уже много лет работает тренером по бодибилдингу и танцует в ночных клубах. Второй Мганга приехал к нам учиться из заграницы и затем уехал в Лондон, потому снимался недолго. А третий на момент съемок как раз заканчивал мединститут и на родине его очень ждали", - вспоминает Ирина Токарчук.
Сейчас актриса снимается в кино ("Сонька Золотая Ручка"), подрабатывает "тетей Симой" на корпоративах и днях рождениях, играет в спектаклях. "В последней пьесе, "Контрабас из Одессы", я была снова Симой Марковной", - говорит собеседница.
Киношного мужа Симы Яшу в "Джентльмен-шоу" сыграл Яков Гопп. "Сима мне постоянно искала работу, пыталась вечно меня куда-то отправить, чтобы остаться наедине с Мгангой. И вот она придумала мне работу "мальчик по вызову", при чем не уточнялось, какой мальчик и на какой вызов он должен отправляться. До сих пор помню, как я путал слова - текста было очень много. И вот возвратившись домой, Яша должен был сказать: "Ложный вызов. На другом конце города". А я сказал: "Ложный вызов. На конце другого города". После этого у всех началась истерика, даже камеру не смогли остановить. Популярность у шоу была феноменальная. Меня стали узнавать на улице, фотографироваться, звать на кинофестивали... После начали приглашать в кино - у меня за плечами работа над телесериалами "Ликвидация", "Однажды в Одессе", - рассказал "Сегодня" Яков Гопп. После "Джентльменов" он долгое время был ведущим программы "Одесса готовит обед" - ходил по рынкам, разговаривал с одесситами, давал информацию о ценах и происходящем на Привозе. "Однажды я шел с микрофоном, а ко мне подошел мужчина и серьезно заявил: "Пока ты тут шляешься по базарам, твоя Сима с Мгангой развлекается", - развернулся и ушел", - вспоминает Яков.
Худенького и недалекого Яшу из "Коммунальной квартиры" еще долгое время после "Джентльмен-шоу" старались откормить торговцы на рынках, а партнершу по площадке Ирину Токарчук считали его законной супругой. "Да и сама она иногда так вживалась в роль Симы, что начинала командовать и в других совместных съемках, даже если это не было предусмотрено сценарием", - вспоминает Яков Гопп.
Все жильцы. Готовили духи, устраивали театр и проводили выборы. Ирина Токарчук и Яков Гопп. Играют в театре и снимаются в кино. АВТОРЫ: РАЗЪЕХАЛИСЬ ПО СВЕТУ
Идея создания "Джентльмен-шоу" принадлежит Александру Тарасулю. У истоков программы стоял и Эдуард Каменецкий, который эмигрировал в Америку. Помимо них, сценарии писали бывшие кавээнщики: Валерий Хаит (до 1998-го), Евгений Хаит, Владислав Царев, Юрий Сычев (долгое время жил в США. - Авт.), Анатолий Контуш, который сейчас преподает в парижской Сорбонне биофизику. Еще один автор, Евгений Каминский, уехал в Сан-Диего. Продюсер программы Алексей Митрофанов после шоу создал "Академию российского телевидения", которая учредила церемонию ТЭФИ. "Сейчас живу в Москве, гастролирую и пишу пьесы. Один из последних - спектакль-клоунада "Маленькие истории", - рассказал "Сегодня" Митрофанов.
Художественный руководитель шоу Александр Тарасуль с коллегами продолжает заниматься драматургией, пишет пьесы, которые с успехом ставят на украинских и зарубежных сценах. После "Джентльмен-шоу" Александр Тарасуль и Евгений Хаит выпускали телепрограммы "Камера смеха" и "Голые и смешные". При чем именно Хаит на правах кастинг-директора приводил в программу готовых обнажиться перед камерой девушек. Шоу выходило в 45 странах мира! В последние два года Евгений выступает с авторским проектом "Хаит+5", программа называется "Песни и шутки о любви и сексе". Вместе Тарасуль, Хаит и Виктор Явник - соавторы пьес "Ураган по имени Одесса", "Поезд Одесса-мама" и "Одесса-мама 2, или Похождения бравого солдата Швейцмана", в которых играют Наталья Сумская, Руслана Писанка, Олег Филимонов, Виктор Андриенко и поет 11-летняя Аня Ткач - победительница талант-шоу "Голос Украины. Дети". "Мы гастролировали в Нью-Йорке, Израиле - и везде с большим успехом. Но с бизнесом драматургия не имеет ничего общего, это чистое творчество. Зато - большое удовольствие", - признался нам Александр Тарасуль.
В стане авторов не обошлось без потерь: один из лучших Игорь Миняйло ушел из жизни в 2012-м. "С ним бы все шутки были смешнее", - признаются "джентльмены". Игорь Миняйло придумывал анекдоты для рубрики "Лучшая 10-ка анекдотов", которая была визитной карточкой программы. "Папа выступал на юбилее "Джентльмен-шоу" за три недели до смерти. Он - мой пример для подражания: мужественный и смелый, мог ответить на любой вопрос в любой сфере жизни за считанные секунды лучше, чем интернет", - рассказала "Сегодня" дочь Игоря Анна Миняйло, которая недавно окончила курсы актерского мастерства.
Алик Тарасуль. Придумал шоу, а сегодня пишет юмористические пьесы. ЛЕВИНЗОН: УШЕЛ В МЕДИЦИНУ
Янислав Левинзон эмигрировал в Израиль еще в 1991-м и уже оттуда прилетал на съемки шоу в Одессу. В Израиле много лет он трудился на местном 9-м канале, где вел программу "Семь со’рок", рассчитанную на русскоязычную израильскую публику. Это было шоу в формате "Голубого огонька" - за столиком сидели известные гости: артисты, политики, спортсмены, которые приезжали в Израиль, а Ян с ними общался. Но недавно у канала сменились собственники и формат вещания, и программу закрыли. "Видимо, этот формат посчитали устаревшим, хотя как раз для аудитории Израиля он был хорошим и душевным. Сейчас Яша на телевидении уже не работает, а трудится в крупной медицинской фирме в качестве маркетингового, или рекламного директора, воспитывает внуков", - рассказали нам коллеги Левинзона по "Джентльмен-шоу". На съемки в Украину Янислав приезжал в 2007-м, тогда играл главную роль в сериале "Новые одесские рассказы", автором которых был Георгий Голубенко. На экраны вышли 14 эпизодов. Кроме того, Левинзон продолжает выступать и много гастролирует вместе с сатириком Игорем Губерманом.
Роль в "Милицейской академии". ШКОЛЬНИК: СНЯЛСЯ В "ЯПОНЧИКЕ"
Актер театра и кино Олег Школьник помимо Семена Марковича из "Одесской коммунальной квартиры" в шоу сыграл и Вована, и майора Багрового... "За годы существования передачи было огромное количество разных ролей, которые я считаю для себя большой школой и залогом будущего успеха. Выбрать любимую роль сложно, они все мои дети", - признается Школьник. И вспоминает, как после закрытия программы его еще долго называли Семеном Марковичем в странах постсоветского пространства и далеко за его переделами. "Однажды мы приехали с театром на гастроли в Ташкент, я отдал анкету на заселение в гостиницу и паспорт. Администратор на меня посмотрел и говорит: Семен Маркович, по-моему у вас в паспорте ошибка. А гаишники, когда останавливали, даже документы не просили, сразу говорили: Семен Маркович, езжайте, счастливой вам дороги", - вспоминает артист. Сегодня Школьник - счастливый дедушка четырех внучек в возрасте от 5 до 9 лет. Он продолжает активно играть в театре, снимается в одесском кино ("Жизнь и приключения Мишки Япончика") и признается, что всю жизнь связал с творчеством, а вот бизнес не его стезя. "Это закрытая книга, которую я даже не хочу открывать. Стараюсь осилить то, что предлагает судьба", - говорит Олег Львович.
В шоу был Вованом и майором. ОЛЕГ ФИЛИМОНОВ: "В 15-Й ДУБЛЬ Я ВЫХОДИЛ ИЗ СЕБЯ..." Главный джентльмен рассказал "Сегодня" о съемках джунглей при температуре +14 и своем бизнесе. - Олег Николаевич, как в лихие 1990-е ваш выбор пал на шоу-бизнес?
- Я занимался прокатом черных металлов, преподавал и писал диссертацию. Когда Алик Тарасуль мне предложил сниматься в программе, я воспринял это как хобби, не совсем себе представляя, что это такое. Но я попробовал, и у меня получилось, а наука на тот момент стала никому не нужна, мои коллеги голодали. Бизнес продолжал приносить доход, но, когда надо было принимать решение, я подумал, что меня либо убьют, либо закопают - лучше пойду на ТВ.
- Помните, как "Джентльмены" попали на экран?
- Когда мы сняли и привезли программу в Москву, нам сказали, мол, мы это дело берем, и дали клятву, что ни одного слова не вырежут... Было много интересных рубрик, "Одесская коммунальная квартира", "Вованиада", "Элка и кореша", "Сыграем в ящик". Была рубрика пародий на мексиканские сериалы "Моя вторая папа" - они тогда как раз вошли в моду. Я играл маленькую Марию Кончитту, которой под 50 лет и которая мечтает выйти замуж за Родриго на протяжении 800 серий.
- На съемках обычно было весело?
- Не всегда. Работали в бешеном ритме: за 12 дней - 12 программ. Помню, как однажды снимали джунгли в клубе санатория "Россия", который не отапливался. На площадке от света прожекторов было +14, а за ее пределами - сразу +5! Тогда все выстояли, а однажды меня со съемок скорая забрала с панкреатитом в реанимацию. Я снимал "10-ку анекдотов" и не мог ступить на ногу - начинался приступ. Яша Гопп часто забывал текст - в 15-й дубль я выходил из себя и говорил, что убью его, режиссеров и сценаристов, которые не могли написать фразу, которую легко выучить! Сегодня мы все над этим смеемся.
- А как сложилась ваша жизнь после "Джентльменов"?
- Я не переставал заниматься эстрадой, гастролировал, вел мероприятия, выступал с концертами за границей и в Украине, продолжал заниматься любимым делом. Сегодня я играю в трех спектаклях по пьесам моих друзей из "Джентльмен-шоу", а из бизнеса никогда и не уходил, ведь театр появился недавно, а кушать хочется всегда. Я являюсь совладельцем кинотеатра, продюсерского центра и продакшна, создающего программы, которые мы продаем по всему миру.