«Отключение» БДГ-фазы сна связали со стиранием памяти
В основу исследования легли многолетние дискуссии научного сообщества о влиянии БДГ-сна, или парадоксального сна, на процессы запоминания. Несмотря на сотни проведенных работ, вопрос оставался открытым: традиционные техники эксперимента не позволяли успешно изолировать нейроны во время сна для проверки гипотезы. Представители Университета Макгилла использовали для этих целей оптогенетику - методику, разработанную в 2005 году.
Ученые помещали лабораторных мышей в среду с двумя объектами одинаковых объема и формы. Впоследствии к ним добавлялся новый предмет, закономерно вызывавший у грызунов исследовательское поведение. В период БДГ-сна отдельные нейроны, регулирующие активность гиппокампа - структуры мозга, ответственной за консолидацию воспоминаний, - подавлялись с помощью световых импульсов. На следующий день животные из экспериментальной группы оказались не способны узнать последний добавленный предмет.
При этом «выключение» клеток на фоне других стадий сна к таким результатам не приводило.
«Ингибирование нейронов с аналогичной функцией вне БДГ-фазы никак не отражалось на памяти. Это подтверждает идею о том, что нейронная активность, в частности в период парадоксального сна, необходима для запоминания», - сообщил ведущий автор исследования Ричард Бойс.
О «решающем значении» БДГ-фазы заявил и соавтор работы Сильвен Уильямс. Открытие, по его словам, проливает свет и на проблему интегрирования различных типов воспоминаний - эмоциональных и пространственных. Ключевым условием этого механизма также может являться парадоксальный сон.