Чтобы не забывали: Сегодня 72-я годовщина депортации крымских татар
Оригинал на странице Евгения Захарова в Facebook
Сегодня - 72 года, как депортировали крымских татар. В течение нескольких дней 183 155 человек принудительно переселили - в основном в Узбекистан - только потому, что они крымские татары по этнической принадлежности.
В дороге умер 191 человек, в течение первого года депортации, по разным оценкам, от 15% до 46% от общего количества. Крымскотатарские историки утверждают, что почти половина.
Это был геноцид в точном юридическом смысле этого слова, как геноцидом были Голодомор 1932-1933 в Украине, катастрофа европейского еврейства, убийство польских офицеров, членов правительства и духовенства в апреле-мае 1940 года... Мир признал геноцидом только Катастрофу, что, по-моему, несправедливо.
Вспомним сегодня погибших и не забываем ни на день, что сейчас в Крыму осуществляется вторая ползучая депортация крымскотатарского народа российским государством, которая имеет целью растворить крымских татар в общей массе, заставить их отказаться от своей этнической и религиозной идентичности.
Ничего из этого не выйдет, но мы все должны помочь крымским татарам в этой сложной ситуации, когда они снова стали объектом преследований, в том числе уголовных - вполне безосновательных провокаций и тому подобное.
В то же время хочу поздравить Джамалу, крымских татар и нас всех с победой на Евровидении с блестящей песней "1944" о депортации.
* * * Текст песни Джамалы "1944" Когда приходят незнакомцы... Они приходят в твой дом, Они убивают вас всех и говорят: "Мы не виновны... не виновны". Где ваш разум? Человечество плачет. Вы думаете, что вы боги, но все умирают, не глотайте мою душу, наши души. Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир. Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир. Мы могли бы построить будущее, Где люди свободно живут и любят, Счастливые времена... Где ваши сердца? Человечество, процветай! Вы думаете, вы боги, Но люди умирают, Не глотайте мою душу, Наши души. Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир. Я не могла провести свою молодость там, потому что вы забрали мой мир. Я не имела Родины... * * *
Хочу еще сегодня снова вспомнить "Крымские прогулки" Бориса Чичибабина, стихотворение, с детства запечатлевшееся в памяти.
КРЫМСКИЕ ПРОГУЛКИ
Колонизаторам - крышка!
Что языки чесать?
Перед землею крымской
совесть моя чиста.
Крупные виноградины...
Дует с вершин свежо.
Я никого не грабил.
Я ничего не жег.
Плевать я хотел на тебя, Ливадия,
и в памяти плебейской
не станет вырисовываться
дворцами с арабесками
Алупка воронцовская.
Дубовое вино я
тянул и помнил долго.
А более иное
мне памятно и дорого.
Волны мой след кропили,
плечи царапал лес.
Улочками кривыми
в горы дышал и лез.
Думал о Крыме: чей ты,
кровью чужой разбавленный?
Чьи у тебя мечети,
прозвища и развалины?
Проверить хотелось версийки
приехавшему с Руси:
чей виноград и персики
в этих краях росли?
Люди на пляж, я - с пляжа,
там, у лесов и скал,
"Где же татары?" - спрашивал,
все я татар искал.
Шел, где паслись отары,
желтую пыль топтал,
"Где ж вы, - кричал, - татары?"
Нет никаких татар.
А жили же вот тут они
с оскоминой о Мекке.
Цвели деревья тутовые,
и козочки мекали.
Не русская Ривьера,
а древняя Орда
жила, в Аллаха верила,
лепила города.
Кому-то, знать, мешая
зарей во всю щеку,
была сестра меньшая
Казани и Баку.
Конюхи и кулинары,
радуясь синеве,
песнями пеленали
дочек и сыновей.
Их нищета назойливо
наши глаза мозолила.
Был и очаг, и зелень,
и для ночлега кров...
Слезы глаза разъели им,
выстыла в жилах кровь.
Это не при Иване,
это не при Петре:
сами небось припевали:
"Нет никого мудрей".
Стало их горе солоно.
Брали их целыми селами,
сколько в вагон поместится.
Шел эшелон по месяцу.
Девочки там зачахли,
ни очаги, ни сакли.
Родина оптом, так сказать,
отнята и подарена, -
и на земле татарской
ни одного татарина.
Живы, поди, не все они:
мало ль у смерти жатв?
Где-то на сивом Севере
косточки их лежат.
Кто помирай, кто вешайся,
кто с камнем на конвой, -
в музеях краеведческих
не вспомнят никого.
Сидит начальство важное:
"Дай, - думает, - повру-ка".
Вся жизнь брехнею связана,
как круговой порукой.
Теперь, хоть и обмолвитесь,
хоть правду кто и вымолви, -
чему поверит молодость?
Все верные повымерли.
Чепухи не порите-ка.
Мы ведь все одноглавые.
У меня - не политика.
У меня - этнография.
На ладони прохукав,
спотыкаясь, где шел,
это в здешних прогулках
я такое нашел.
Мы все привыкли к страшному,
на сковородках жариться.
У нас не надо спрашивать
ни доброты ни жалости.
Умершим - не подняться,
не добудиться умерших...
но чтоб целую нацию -
это ж надо додуматься...
А монументы Сталина,
что гнул под ними спину ты,
как стали раз поставлены,
так и стоят нескинуты.
А новые крадутся,
честь растеряв,
к власти и к радости
через тела.
А вражьи уши радуя,
чтоб было что писать,
врет без запинки радио,
тщательно врет печать.
Когда ж ты родишься,
в огне трепеща,
новый Радищев -
гнев и печаль?
1959 * * * Справка 112. ua Депортация крымских татар - одна из темных страниц истории Советского Союза и страшная трагедия для этого народа. 18-20 мая 1944 года бойцы НКВД согнали к железнодорожным вагонам почти все татарское население Крыма и отправили в сторону Узбекистана 70-ю эшелонами. Советская власть обвинила крымских татар в сотрудничестве с нацистами и якобы в отместку провела одну из наиболее быстрых депортаций в мировой истории. Однако обвинения в коллаборационизме - это была всего лишь ширма и повод. На самом деле корни кремлевского антагонизма к крымским татарам уходят в тридцатые годы, когда советская политика в отношении других национальностей СССР стала репрессивной. Раскулачивание, выселение на север России, коллективизация, Голодомор, сфабрикованные дела против татарской интеллигенции и чистки в лучших сталинских традициях - все это настроило крымских татар против советской власти. Конечно, несколько тысяч татар воевали против советов во Второй мировой войне, однако куда больше их сражалось на стороне Красной армии. Нечто подобное было на Западной Украине. Как итог, всех татар под одну гребенку обвинили в государственной измене, "массовом уничтожении советских людей" и коллаборационизме. Кроме того, Сталин боялся, что крымские татары станут протурецкой пятой колонной в Крыму. Срочный указ о депортации крымскотатарского народа в Среднюю Азию осуществляли 32 тысячи НКВДистов. Они просто обходили дома татар и объявляли хозяевам, что из-за измены родине их выселяют из Крыма. На сборы давали по 15-20 минут. Преимущественно люди не могли взять с собой даже самое необходимое, чтобы выжить на новом месте. Грузовиками людей свозили на ж/д станции, откуда товарные поезда вывозили измученных татар в далекие степи. Условия транспортировки были нечеловечными. Во время длительного переезда (поезда ехали несколько недель) погибли около восьми тысяч человек, большинство из которых - дети и пожилые люди. Самые распространенные причины смерти - жажда и тиф. Людей не кормили. Некоторые, не выдержав страданий, сходили с ума. Все имущество, оставшееся в Крыму после татар, государство присвоило себе. Крымских татар депортировали преимущественно в Узбекистан, а также приграничные районы Казахстана и Таджикистана. Селили татар в спецпоселения, окруженные вооруженной охраной, блокпостами и огражденные колючей проволокой. Если учесть, что людей использовали как дешевую рабочую силу в колхозах, на предприятиях, на возведении Фархадской ГЭС, то все это напоминало трудовые лагеря. Выходить за границу спецпоселений было можно лишь с разрешения НКВД, иначе - 20 лет тюрьмы. Местное население пропаганда настраивала против переселенцев. Использовать крымскотатарский язык в обучении или прессе было запрещено. Советы даже запретили вписывать в паспорт крымскотатарскую национальность. Условия проживания крымских татар в степях Узбекистана были ужасными. Попав в другую среду обитания, без иммунитета к местным болезням, татары подверглись эпидемиям малярии, желтой лихорадки, дизентерии. За первые три года после переселения от голода, истощения и болезней умерли, по разным оценкам, от 20 до 46% всех депортированных, почти половина - дети. Некоторые исследователи и диссиденты считают, что депортация татар соответствует определению геноцида. Они утверждают, что советское правительство намеревалось уничтожить крымских татар как этническую группу и целенаправленно шло к этой цели. Вернуться выжившим татарам в родной Крым разрешили только в конце 1980-х. Одним из тех, кто пережил времена депортации, является Мустафа Джемилев, который во времена независимой Украины стал лидером крымскотатарского народа. Однако, несмотря на красноречивые факты, до 12 ноября 2015 года депортация крымских татар не считалась геноцидом. И только в прошлом году Верховная Рада наконец-то признала трагедию крымских татар геноцидом. К слову, российские власти в 2014 году снова пришли в Крым, и, как 70 лет назад, крымские татары вновь попали в списки неугодных. В мечетях проводятся обыски, изымается неугодная литература, разгоняют крымскотатарские митинги и даже без вести исчезают люди. Евгений Захаров при участии редакции 112.ua