Спустить валютный пар
Руководство Национального банка продолжает уверять, что валютные ограничения - временная мера. Дескать, с самого начала их введения в НБУ это понимали и теперь готовы идти на постепенное смягчение действующего валютного режима.
По крайней мере, такой «месседж» озвучил на прошлой неделе заместитель главы НБУ Олег Чурий, выступая на Первой ежегодной исследовательской конференции «Трансформация деятельности центральных банков», организованной Нацбанком. Правда, сразу хочется напомнить чиновникам, что нет ничего более постоянного, чем что-то временное. И в НБУ, судя по всему, это также хорошо понимают. Ведь не зря же представители регулятора продолжают подчеркивать, что план постепенного смягчения валютных ограничений не привязан к конкретным датам на календаре, а зависит от получаемых результатов, состояния рынка.
Проблема в том, что таким образом на долгое время консервируется текущее состояние организованного валютного рынка, который по сути дела пребывает в коме. Сложно представить себе европейскую страну с более чем 40-милионным населением, в которой имеется развитый аграрный сектор, энергетика, практически весь спектр промышленного производства - от химпрома до авиа- и ракетостроения, в которой бы при всем этом дневной объем сделок на межбанковском валютном рынке измерялся суммой в $30-50 млн! В это трудно поверить. И при этом, чтобы экономика такой страны зависела от желания или нежелания МВФ дать очередной транш в размере около $1 млрд.
В этой связи хочется сказать господам политикам и чиновникам - оглянитесь вокруг! Пока деньги, будь-то гривна, доллар или евро, обездвижены, пока внутренние и внешние инвесторы не видят ни малейшего повода вкладывать средства в развитие бизнеса на территории Украины, ситуация не улучшится. В итоге у НБУ не появится поводов говорить об улучшении ситуации, а, следовательно, и об основаниях для отмены ограничений. Замкнутый круг.
А в то же время, по оценкам экспертов на теневом рынке валюты происходит уже половина всех сделок в стране. Кое-кто даже оценил объем теневых операций с валютой с начала 2014 г. в $12 млрд! Что ж, Нацбанку есть над чем подумать. Чем традиционно заниматься нагромождением запретов, лучше было бы создавать условия для функционирования мощного организованного валютного рынка, который был бы способен «поглотить» любые панические настроения населения.