Новости и события » Общество » Я готов к тому, что пробуду министром не больше месяца-трех

Я готов к тому, что пробуду министром не больше месяца-трех

Я готов к тому, что пробуду министром не больше месяца-трех

Влащенко: Сегодня у нас в гостях глава ключевого министерства Игорь Насалик. Здравствуйте, Игорь Степанович. Наша энергосистема до 2017 года должна присоединиться к европейской. Нам так обещали. Когда наша энергосистема присоединится к европейской? Насалик: Энергетический комплекс нашего государства - это одна из частей, которая должна реформироваться. Но начал я работу немножко не с этого. И в этом меня поддержали наши европейские партнеры, которые выделяют средства под это - мы будем делать полностью финансово-производственный аудит всей структуры Министерства энергетики и угля. Это даст базу, которая даст возможность оценить ситуацию на сегодняшний день. А ситуация на сегодняшний день критическая, начиная от того, что заблокированы все счета уже больше полгода "НАЭК "Энергоатом", а это основа энергетической системы Украины. Заблокированы счета практически "Центрэнерго", идут судебные решения. Даже министерство и то заблокировано, не может оплачивать электроэнергию. Мы уже зарегистрировали постановление и активно работаем с польской стороной - это проект энергомоста, который предусматривает достройку третьего и четвертого энергетического блока и линии другого блока Хмельницкой атомной станции. 20 мая у нас уже будет вторая встреча с нашими европейскими партнерами по восстановлению единой энергетической системы. Но это первый шаг к полной интеграции Украины в единую европейскую систему.

- Как вы видите управление "Нафтогазом", и как вы сможете быстро реструктуризировать его?

- НАК "Нафтогаз" не является в управлении Министерства угольной промышленности и электроэнергии. Он находится в управлении Министерства экономики. Факт, что такая структура, как НАК "Нафтогаз", в той форме, как она существует - существовать не может. Эта структура создавалась в 98-99 году под конкретные финансовые схемы, и такие финансовые схемы, они существуют до сегодняшнего дня. Если мы говорим о том, что НАК "Нафтогаз" - прозрачная и понятная компания, то, конечно, это не так. Поэтому основным из требований, еще начиная с 2009 года, про третий энергетический пакет, это является разделение добычи и транспортировки. В понедельник у нас будет встреча, где мы конечно должны предоставить модель, как должен трансформироваться НАК "Нафтогаз".

- Будете ли вы заниматься тарифами?

- Это целая идеология, что мы должны были выйти на единую цену на газ. Это необходимо и нужно было, потому что вся форма существования топливно-энергетического комплекса, начиная с 92 года и до сегодняшнего дня - это почва для питания финансово-промышленных групп. Изначально они формировались как финансово-промышленные группы, потом они становились политическими финансово-промышленными группами, и так рождались олигархи. Создание прозрачности и введение непосредственно закона, который мы разрабатывали в комитете, о свободном рынке газа и рынке электроэнергии, он сводит на нет попытки непрозрачности этого процесса. Поэтому любые рыночные отношения забирают из модели функционирования коррупционную составляющую. Приход к единой цене на газ - это как раз один из моментов, когда мы эти схемы ломаем.

- Как вы собираетесь разбираться с так называемой "совместной деятельностью" в "Укргаздобыче"?

- "Укргаздобыча" входит в структуру НАК "Нафтогаза". Она добывает 14,5 собственных и 3,5 - это совместная деятельность. Я считаю эту форму неадекватной, она формировалась далеко не законным образом, хотя юридическими документами это все подтверждено. Поэтому важно провести аудит и посмотреть возможности инвестирования и всего прочего. Я предлагал другую модель функционирования - закон о разделе продукции, который четко определяет, как распределяется добывающая продукция. Как правило, приходили на готовые скважины, и распределение было 90 на 10 в пользу того, у кого эти скважины.

- Во сколько обходится кубометр газа тому, кто его добывает, в Украине?

- В зависимости от того, что мы ставим в расходы. Если мы ставим в расходы и кредитные обязательства НАК "Нафтогаз", кредитную историю, то он будет и 2000 тыс. грн.

- Тогда почему потребитель должен платить за газ, фактически, 7 тысяч? Налогоплательщик, который покрывает долги, многолетние, "Нафтогаза"?

- В том числе. При всем этом это не есть импортная цена на газ. Распределение НАК "Нафтогаза" четко выдаст три общих схемы. Первая схема - именно добычи. А туда еще входит транспортная система, и из транспортной системы забирают расходы и миксуют. Тарифы и цена на газ - это абсолютно разные вещи. Мы сейчас вышли на цену газа - 6886. Реальная импортная цена - около 130 долларов. Но это цена Украины за свою независимость. В платежках, которые люди получат в конце мая, цена на газ будет снижена на 5-6%.

- А почему люди должны платить за импортный газ, если мы сегодня достаточно добываем для себя газа?

- Есть две модели, по которым определяют цену общего газа. Есть румынская модель, когда миксуют импорт и собственную добычу и выходят на некую общую цену. Но эта история повторяется, как с историей с колхозами. Колхозы были разрушены, потому что цены росли, а цена на хлеб как социальный продукт не менялась. В результате от колхозов не осталось ничего.

- Мне кажется, это не корректное сравнение. "Нафтогаз", фактически, может вымыть из потребителя все деньги. Где люди возьмут деньги на тепло и т. д.?

- Давайте разделим общество на две категории. Первая категория - люди, которые не могут платить эти тарифы, потому что цена тарифов - наивысшая европейская цена, поскольку мы дополнительный платим тариф за транзит, а зарплаты и пенсии не соответствуют европейским. Поэтому эта часть закрывается льготами и субсидиями, а другая часть, которая может за это платить - она должна платить по тем ценам, которые определяются. Другое, это будет демагогией. И мы ни к чему не придем.

- Гройсман заявил, что семьи, которые не смогут оплатить услуги ЖКХ, будут платить 10%. Что это означает?

- Это значит, что субсидии и льготы как раз будут полностью обеспечивать расходы на энергоносители.

- Как вы собираетесь спасать "Энергоатом"? Говорят, что Недашковский - неплохой директор, но он человек Мартыненко - вы будете ставить другого директора?

- Недашковский - достаточно хороший специалист, и я бы не сказал, что он человек Мартыненко.

- А Мартыненко не имеет никакого отношения к "Энергоатому"?

- Я не могу этого утверждать. Первый ответ во всех структурах я получаю тогда, когда получаю финансовый и производственный аудит. Что касается блокировки, то я уже дважды поднимал этот вопрос на Кабмине. Потому что, если мы сейчас не разблокируем НАК "Нафтогаз", то у нас будут огромные проблемы по МАГАТЭ. Нас заставят остановить блок. А проблема чисто уголовного характера - долги, которые образовались и зафиксированы на уровне 120 млн, создавшиеся из непонятного долга - 5 млн гривен, насчитали пеню, штрафы. И я здесь поддерживаю Недашковского, который не собирается платить долги криминального характера. По этому делу СБУ вытащила его как уголовное, а в производстве оно находится в той форме, в которой оно существует. Самая большая проблема энергетической сферы в том, что внутренняя задолженность составила более 30 млрд. Можем мы реформировать энергетический сектор, когда 30 млрд задолженности? Поэтому я сейчас активно работаю над тем, чтобы расшить бюджетную задолженность и оставить коммерческие долги. И когда появятся коммерческие долги, то все поймут, какова их природа создания и кто за ними стоит.

- Розенко предложил селу пользоваться альтернативными источниками энергии. Реальны ли сегодня для села эти альтернативные источники? Ведь дрова - это шаг назад.

- Это не шаг назад, а шаг вперед, если будут созданы котельные на древесных гранулах, которые сейчас используются в Германии.

- Какие котельные в украинских селах?

- Они должны быть. Мы сделали котельную на дровах в Калуше. Это огромное 8-этажное помещение, которое больницы отапливает. В результате экономии почти 60%.

- Мы покупали уголь "ДНР", "ЛНР". Продолжаем ли покупать этот уголь?

- Да. Этим не занимается министерство, это больше делается в экономическом блоке минских соглашений. У нас есть вице-премьер по вопросам АТО, и я его в этом вопросе поддерживаю, потому что понимаю, что если шахтерам, которые там добывают уголь, не платить деньги, то очевидно, что они выберут какой-то другой метод обеспечивать свои семьи. Выбор этого другого метода, вероятно, не будет хорошим для нашего государства.

- Сколько закуплено антрацита в 2015-2016 году? Какова динамика этого процесса?

- Уменьшилась дельта на 1,5 миллиона тонн. Но в этом году мы не будем закупать, исходя из наших возможностей, непонятный уголь в ЮАР. На сегодняшний день мы сформулировали технологическую схему, где мы можем экономить антрацитовый уголь на генерациях, которые у нас есть. И запасы угля, на сегодняшний день, уже обеспечивают прохождение зимы без всяких вариантов. Более того, Украина с 1 июня, если поддерживают постановление, которое я предлагаю, перейдет к экспорту электроэнергии в Белоруссию и в Молдавию. Три года назад наша страна получала только по экспорту электроэнергии 750 млн долларов. Мы хотим восстановить эту общую составляющую.

- А кто-то будет наказываться за крымские контракты?

- Со сменой главы ГПУ этот вопрос также будет поднят. Но на сегодняшний день мы не занимаемся поставкой электроэнергии в Крым, на территорию Украины, которая на сегодня оккупирована.

- Что происходит в "Укргаздобыче"?

- На последнем заседании Кабмина "Укргаздобыча" представила свое видение повышения добычи углеводородов. Но, на мой взгляд, это было не профессиональное освещение, а политическая декларация. Мы моментально среагировали на эту позицию, и на базе министерства прошла производственная площадка, где были задействованы специалисты Национального университета нефти и газа, которых никогда не вовлекали в этот процесс, представители "Укрнафты", нашего департамента, комитета ВР. И мы вышли на прекрасные позиции, что на протяжении 4 лет мы можем увеличить добычу газа в Украине практически до 5 млрд. Мы сегодня импортируем 8,2 кубов для того, чтобы обеспечить зимний период. Так вот, 5 млрд мы берем непосредственно из добычи в Украине, потому что запасы нашего газа - 650 млрд, которые мы можем добывать. С другой стороны, мы идем по энергоэффективности и уменьшаем затраты. Когда я как министр дал запрос в "Укргаздобычу" дать характеристику финансовой деятельности - мне ее не дали.

- Говорят, что у нас много неофициальных скважин. Эту проблему можно решить?

- По газу есть соответствующие лицензионные площади, и есть общий надзор. Восстановление скважин - это долгая история, и просто так это не сделаешь. Это специальная техника должна быть. Это маловероятно, а если вероятно, то это 2-2,5 %.

- Вы заявили, что переведете ТЭЦ на уголь. Специалисты говорят, что это бредовая идея.

- В Калуше мы перевели ТЭЦ с газа на уголь, и это заняло 2,5 года. Все возможности перехода с газа на уголь - совершенно не проблематично, но заменяет соответствующий уровень газа. Если мы говорим за Киев, то на Киевской ГЭС реализуется проект Европейского банка реконструкции и развития улавливания всех газов. Дорогой, но хороший проект. У меня была встреча с японским послом, который подготовил по "Центрэнерго" замечательную программу - японцы нам должны были передать турбину, одну из самых показательных, на "Центрэнерго". Был вопрос поставки, и встал вопрос, что "Центрэнерго" уже не в государственной собственности, а передано ФГИУ для реализации. И японцы просто разочарованы этим. Поэтому по крупным европейским проектам лучше работать с коммунальной собственностью, модернизировать, чем с государственной, которая может перерасти в процесс приватизации в любой момент.

- Правда ли, что вы планируете Игоря Уманского взять замом?

- Я не планирую, я уже его взял. И он сейчас на позиции советника, который работает. Я считаю, что Уманский входит в топ-тройку лучших финансистов Украины. Тем более, я имел возможность с 1998 года до 2016, работая в ВР, посмотреть, как создавался бюджет, и его общие убеждения. Поэтому это наиболее профессиональный человек. Это один из немногих людей, который может профессионально "расшить" бюджетную задолженность в 29 млрд, которая есть в энергетическом секторе.

- Почему не уволен Игорь Диденко, который много раз подавал заявление?

- Это решение принимает Кабмин.

- У вас есть собственный бизнес?

- У меня был один из крупнейших бизнесов в Украине, но до 1998 года. Когда я стал депутатом, я передал его в управление, а в 2002-2003 году я продал все. Я тогда задекларировал 20 млн. долларов. Это достаточно для того, что чувствовать себя хорошо. И когда Лещенко поднял на фракции вопрос, что в Насалика есть энергетический бизнес, то я ему сказал, что если он найдет хоть одну частную лампочку, которая за пределами моего здания принадлежит Насалику, то я напишу заявление, что я слаживаю с себя полномочия министра.

- Сколько вы рассчитываете пробыть в кресле министра и что хотите успеть за это время сделать?

- Здесь я очень пессимистичный, потому что те действия, которые мы делаем, в топливно-энергетическом комплексе, могут привести к тому, что я могу быть там месяц-два, три и не больше. Я готов к этому. То, что человек оставляет за собой в своей жизни - за это его и ценят. СМИ могут поднять, вдохновить, а могут убить. Я это всегда чувствовал в своей жизни.

- Спасибо большое, Игорь Степанович.

Германия


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх