Новости и события » Общество » Заслуженный врач Украины Нгуен Ван Хань: «Патриот - это тот, кто делает, а не кричит»

Заслуженный врач Украины Нгуен Ван Хань: «Патриот - это тот, кто делает, а не кричит»

Заслуженный врач Украины Нгуен Ван Хань: «Патриот - это тот, кто делает, а не кричит»

И снова о вьетнамской общине Одессы, которая подверглась на днях жуткому погрому в лучших традициях царской России. "Думская" пообщалась с первым главой вьетнамского землячества - Заслуженным врачом Украины, кандидатом медицинских наук, врачом высшей категории, заведующим отделением легочно-хирургического отделения областного туберкулезного диспансера Нгуен Ван Ханем.

От обычной одесской больницы отделение доктора Ханя отличает огромное вышитое шелком панно с Буддой и изречениями восточных мудрецов, отсутствие курилки при входе и специфический контингент больных - это худющие мужчины и полупрозрачные девушки в спортивных костюмах и марлевых масках.

- А где найти заведующего Нгуен Ван Ханя? - интересуюсь у санитарки, гремящей ведром и шваброй в коридоре.

- Доктор на операции, подождите часик-другой. И да, его нужно называть "доктор Хань"! - в ответе санитарки явно сквозит почтение перед начальством. Вскоре понимаю, что заведующий в этом отделении обладает настоящим авторитетом - с нескрываемой любовью о своем "докторе Хане" говорят не только подчиненные хирурга - врачи, медсестры и санитарки, - но и больные. Он спас сотни, если не тысячи людей!

Доктор Хань очень спокоен в общении, часто улыбается, говорит на чистом русском языке с еле заметным акцентом, лишь иногда комкая окончания слов. Кстати, и украинским владеет, причем на весьма достойном уровне.

- Что означает ваше имя?

- Нгуен - это одна из распространенных фамилий во Вьетнаме, вроде Петренко в Украине и Кузнецова в России. Ван - приставка, обозначающая мужчину. Хань - это хан, во Вьетнаме - помещик.

- У вас аристократические корни?

- Мой отец был помещиком еще до революции, владел небольшим поместьем. После победы коммунистов попал под раскулачивание, еще чуть-чуть и его бы либо расстреляли, либо попал бы в тюрьму. Я еще тогда не родился. Спас моего отца родственник, который был лекарем в уезде и всех лечил. И коммунистов лечил. Поэтому отца не тронули, лишь забрали поместье. Конечно же, он был настроен против коммунистов - когда я рос, отец говорил об этом.

Но наша семья попала в ту же "вилку", как и многие украинские и русские семьи - часто родственники были по разные стороны баррикад. Брат отца, мой дядя, учился при французах в элитном колледже, затем в университете. Попал там под влияние вьетнамских коммунистов и стал революционером. Он был очень известным функционером Компартии. А отец - помещик, вот так. Но я родился гораздо позже, уже после революции.

- Помните войну с американцами?

- Конечно! Когда война закончилась, мы даже какое-то время спать не могли от тишины - привыкли, что все время бомбят. Во время войны я был пионером, как все мальчишки подносил патроны и снаряды нашим зенитчикам, которые стояли в деревне. Потом был комсомольцем. Но учился на одни пятерки, поэтому меня и выбрали как одного из лучших и послали на учебу в СССР в 1979 году. Хочу заметить, что у моего поколения и у старших колоссальный пиетет к русским, украинцам и белорусам. Большинство вьетнамцев не различает восточных славян, называя их всех скопом "русскими". Но все мы помним, что в тяжелейший период истории Вьетнама вы поддержали нас. Это дорогого стоит.

- Какие были первые впечатления от Советского Союза образца 1979 года?

- Двойственные. С одной стороны, во Вьетнаме пропаганда внушала всем, что СССР - страна победившего социализма, что в Союзе уже давно коммунизм. Конечно, контраст по сравнению с Вьетнамом 1979 года был очень резким. Моя родина тогда была очень нищей, по карточкам было все - от ткани на одежду, до риса. Союз, по сравнению с нами, тогда процветал, можно было свободно купить одежду, продукты. С другой стороны, поразили очереди - буквально за всем. Нам стало понятно, что это не "победивший коммунизм", а нечто другое.

- Как вас приняли в СССР?

- Очень тепло и дружелюбно! Был такой случай - мы, группа студентов-вьетнамцев прибыли сначала в Москву, откуда нас должны были распределять по вузам. Денег нам не дали вообще ни копейки, но один из наших земляков в Москве подарил немного копеек - мелочи. На русском никто из нас тогда еще не говорил. Мы первым делом нырнули в московское метро - катались там долго. Там очень красиво. Потом вышли на какой-то станции и увидели прилавок с арбузами. Большими! У нас во Вьетнаме тоже есть арбузы, но маленькие. И мы встали всей группой в огромную очередь за арбузами - уж очень хотелось попробовать невиданное лакомство. И вдруг все в очереди нас начали проталкивать вперед! Когда нас чуть ли не силой протолкнули к продавцу, мы протянули женщине в ладошке мелочь: мы ведь не знали достоинства монет. А она что-то нам сказала и протянула самый большой арбуз! Все из очереди наперебой стали предлагать ей заплатить за арбуз вместо нас. В общем, нам не дали заплатить и подарили арбуз. Мы его ели все вместе, он был очень сладкий. А потом я уехал в Одессу - меня распределили в медицинский институт. Кстати, я до сих пор ни разу не встречался с ксенофобией, никто меня ни разу за всю жизнь не оскорбил.

- Кроме студентов, как вообще тогда попадали вьетнамцы в СССР?

- Когда закончились боевые действия с американцами, Китаем и Камбоджей (война с кхмерами - это для вьетов что-то вроде нашего Афганистана, почти десять лет страшной бойни в джунглях непонятно за что, - Ред.), Вьетнам стал перед огромной проблемой - куда девать огромную армию солдат? Промышленности не было, предприятий тоже, работы не было. Напомню, что тогда в армии служили почти все взрослые мужчины и много женщин. За годы службы они так и не получили никакой гражданской профессии. Тогда плечо подставили СССР и страны Варшавского договора - соцлагерь. Социалистические страны договорились с Вьетнамом, что наши граждане будут работать у них по контракту - на тяжелых производствах, не требующих квалифицированной рабочей силы. Очень много бывших солдат уехали в СССР. Много - в ГДР, Венгрию, Польшу. И годами работали там по контрактам. А когда рухнул социализм в СССР и других странах, начала разваливаться и промышленность, где работали вьетнамцы. И возник новый вопрос - контракты были подписаны, отменять их было нельзя. А производства закрывались. В разных странах Варшавского договора решали этот вопрос по-разному. Когда Германия объединилась, вьетнамцам предложили два варианта - либо стать гражданами страны, либо получить деньги по контрактам за годы вперед, за неотработанное время и уехать на родину. Многие предпочли первый вариант. А некоторые (улыбается - Авт.) - и первый, и второй. Когда Украина получила независимость, было очень много проблем. Вьетнамцы оказались, по сути, на нелегальном положении, контракты просто разорвали, многие просто лишились средств к существованию. Гражданство Украины не давали, виды на жительство отнимали. Ситуация поменялась к лучшему лишь после указа президента Кучмы, в котором для вьетнамцев, приехавших сюда работать, делалось исключение. Все они стали гражданами Украины. В одесской "Деревне Лотоса" (ЖК "Лотос") сейчас все - граждане Украины. Причем уже выросли второе и третье поколения украинских граждан вьетнамского происхождения.

- Есть ли сейчас нелегальная эмиграция из Вьетнама в Украину?

Доктор Хань улыбается:

- Нет! Да и зачем? Во Вьетнаме сейчас средняя заработная плата гораздо выше, чем в Украине. Вьетнам уже совсем другой, экономика растет как на дрожжах! Есть внутренняя эмиграция вьетнамцев в бывшем СССР. Некоторые осели в России, другие - в Белоруссии, Украине или Казахстане. Вот и кочуют люди из страны в страну, человек всегда ищет, где лучше. Кстати, вьетнамцев в Украине не так уж и много. Самая большая община - в Харькове, там вьетнамцы в большинстве работают на рынке Барабашово. Вторые по численности общины - в Киеве и Одессе. В Одессе - около двух тысяч вьетнамцев живет.

- Многие вьетнамцы в Украине занимаются обменом валюты. Почему?

- Не только обменом. Большинство занимается торговлей. Есть и другие, такие как я - врачи, учителя, инженеры. А обменом валюты вьетнамцы занялись потому, что это была свободная ниша в начале 1990-х. Тогда на обмене многих кидали, обманывали. Вьетнамцы никогда не обманывают людей, вот и начали менять деньги. Вы же не слышали о вьетнамцах-грабителях, вьетнамцах-ворах, вьетнамцах-убийцах? Конечно, преступность есть у каждого народа. Но у вьетнамцев этого всего гораздо меньше, менталитет такой. Мы очень трудолюбивый и законопослушный народ. А обмен валют - это такая кровеносная система, благодаря которой во многом функционирует и успешно развивается "Седьмой километр". Вьетнамцы с удовольствием меняли бы деньги легально, но этого не позволяют законы. Хотя статья об обмене валют уже относится к административным правонарушениям, я все равно считаю, что это неправильный бизнес. Когда я возглавлял вьетнамскую общину, на собраниях говорил своим землякам, что они поступают неправильно, нарушая законы Украины. Что это ведет в тупик! Но земляки мне ответили по-восточному: "Даже в тупике растут цветы".

Кстати, вьетнамская община в Одессе оказала огромную помощь АТО, собрав несколько миллионов гривен - все было передано волонтерам. Ну а то, что произошло в "Деревне Лотоса" - неправильно и незаконно, в этом всем должны разбираться настоящие правоохранители, считает медик.

- Вы патриот Украины?

- Конечно. Это давно моя родная страна. Когда я учился в институте, я был уверен, что уеду во Вьетнам лечить людей. Но вышло по-другому. Женился и остался здесь по семейным обстоятельствам. И давно лечу здесь людей. Работа для людей - это и есть патриотизм. Патриот - это не тот, кто кричит об этом, а тот, кто работает. Если санитарка в моем отделении помоет пол не "для дяди", а на совесть - вот это и есть патриотизм.

- Правда ли, что во вьетнамских общинах Украины до сих пор есть ячейки Коммунистической партии Вьетнама?

- Это правда, хотя особо и не афишируется. Партийные организации во вьетнамских общинах - это, скорее, традиция. Первые вьетнамцы, приезжавшие в СССР, были бывшими солдатами, а значит - партийными. Потом, после китайско-вьетнамской и камбоджийской войн, приезжали новые волны все тех же солдат, которые получали здесь работу на тяжелых производствах. Естественно, создавались ячейки партии, проводились собрания, были и до сих пор есть парторги. Но стоит заметить, что Компартия Вьетнама давно уже стала современной. Во Вьетнаме партия очень гибко руководит страной, не вмешиваясь в бизнес и экономику. Но я - не член партии. Партком когда-то отклонил мою кандидатуру за "буржуазное" происхождение.

- Знает ли третье поколение украинских вьетнамцев родной язык?

- Для третьего поколения вьетнамцев, родившихся в Одессе, родной язык - русский. Наша молодежь давно натурализовалась, теперь для них Украина - единственная родина. Даже на встречах родственников старшие поколения еще говорят за столом на вьетнамском, а молодежь между собой - только на русском. Конечно, в "Деревне Лотоса" есть образовательный центр, где преподают вьетнамский язык. И учат истории и культуре Вьетнама. Но это тоже традиция, чтобы молодежь не забывала истоки.

Автор - Александр Сибирцев

Германия


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх