NYT: Украина объявила войну журналистам
В 2014 году я освещал крушение самолета, следовавшего рейсом MH 17, в Донецкой области. Чтобы попасть на место трагедии, я получил у ополченцев аккредитацию - в противном случае мне бы не удалось пройти через КПП. И теперь власти Украины считают меня пособником террористов.
Речь идет об информации, которая была опубликована в начале мая на сайте «Миротворец». Владельцы сайта опубликовали данные более 4 тысяч журналистов, которые получили аккредитацию у властей ДНР и ЛНР. Среди них были как независимые журналисты, так и сотрудники известных медиаресурсов, таких как BBC и Reuters.
ОБСЕ, Комитет по защите журналистов и ряд других организаций осудили действия владельцев сайта, которые, подвергшись критике, сайт отключили. Однако это продолжалось недолго. Министр внутренних дел Арсен Аваков поддержал «Миротворца» и обвинил критиков в том, что они питают симпатию к сепаратистам. Общественность поддержала Авакова, и владельцы сайта вновь его запустили, заявив, что они не будут прислушиваться к нытью о свободе слова. А советник главы СБУ заявил, что в отношении журналистов, указанных в списке, ведется расследование по вопросу их причастности к шпионажу.
Эта ситуация создала очень опасный прецедент. В итоге это может привести к разделению журналистов на два лагеря: тех, кто поддерживает правительство, и тех, кто его критикует. И вторых, конечно же, надо заставить замолчать.
Это опасно в любом обществе, но для Украины сейчас это особенно опасно, поскольку там критическая журналистика крайне необходима. Лишь малая часть реформ была действительно проведена, и страна возвращается к кумовству. Президент Украины Петр Порошенко посадил на пост премьера своего близкого соратника, нарушив тем самым разделение законодательной и исполнительной власти.
Кроме того, на пост генерального прокурора он назначил человека без юридического образования, который, впрочем, входит в его ближайшее окружение. В то время как коррупция и кумовство ставят под угрозу надежды украинской революции, журналистам говорят, что они, выполняя свою работу, помогают врагу.
Украинские власти не могут на равных сражаться с российской машиной пропаганды. Многие украинские журналисты стараются не освещать новости, которые бы выставили их страну в плохом свете, и киевские власти сочли эту тенденцию очень полезным политическим инструментом.
Теперь Киев старается любую критику списать на гибридную войну России. В то же время они поощряют патриотичную журналистику. Однако таким образом Украина взращивает культуру журналистики, которая схожа с той, что сейчас процветает в России. Москва точно так же осуждает людей, критикующих правительство, за то, что они не патриоты. А потому в России их становится все меньше.
Украинские чиновники должны незамедлительно начать действовать в соответствии с теми западными ценностями, которых они, по их же словам, придерживаются. Они должны осудить дискредитацию журналистов лишь за то, что они работали в подконтрольных ополченцам зонах, закрыть сайт «Миротворец» и начать следствие в отношении его владельцев.
Только лишь это не обеспечит свободу и объективность украинских новостных СМИ, но такие действия помогут задать нужный тон. Украина не должна жертвовать свободой слова, пытаясь пережить войну.