Путин не воспроизводит СССР, а создает новое фашистское государство
Президент России Владимир Путин, как известно, назвал развал СССР трагедией, поэтому многие уверены, что он надеется восстановить страну в ее былом виде. Однако система, которую строит Путин, имеет мало отношения к социализму и коммунизму, а Карл Маркс содрогнулся бы от реабилитации РПЦ как одной из основ российской идентичности. Нет, новая Россия похожа скорее на копию тоталитарного государства из наимрачнейшего прошлого Европы, одетую в одежды 21 века.
Слово фашист может быть просто оскорблением и способом послать человека куда подальше. Кстати, это любимый эпитет Владимира Путина: он и его окружение часто обвиняют власти Украины в том, что те фашисты. Возможно, здесь имеет место пример того, что психиатры называют проекцией.
Более узкое определение фашизма основано на трех элементах: популистском ультранационализме, тезисе об упадке страны и мифе о грядущем ее возрождении. Последнее – это обещание восстановить страну в ее былом величии из состояния, в котором она оказалась из-за предательских действий внешних или внутренних врагов. Также среди признаков называют маниакальную склонность побороть упадок страны через ограничение гражданских свобод, очищение народа, усиление военной мощи и расширение границ. Насилие не считается изначально плохим методом.
Судя по масштабным переменам, которые произошли в России, можно сделать вывод, что сегодня она – квазифашистское государство. Возрождение страны – это постоянная тема Путина. Уже несколько лет он кормит российский народ байками о всемирном заговоре по ослаблению России. Присутствуют и сокращение гражданских свобод с подъемом ультранационализма. В экономических невзгодах России Путин также обвинил Запад, приправив это заявлением, что украинские войска находятся в союзе с НАТО против повстанцев и России.
Лишь на прошлой неделе Путин подписал закон, по которому прокуроры смогут без суда объявлять иностранные организации нежелательными, что может затронуть и российских граждан. Оправдывается это тем, что внешние силы, главным образом США и союзники по НАТО, предположительно стремятся к подрыву России и их нужно остановить. А чуть раньше появились данные о проекте народных дружин, в которые войдут выходцы из военных ассоциаций и казаки, а организовывать их будет «Единая Россия» - партия Владимира Путина, которая контролирует российский парламент.
Правительство сосредотачивает контроль над прессой, выдавливая из нее иностранных владельцев и одновременно финансируя растущую сеть государственных СМИ с тем, чтобы распространять прокремлевские истории как среди россиян, так и по всему остальному миру. Если говорить о милитаризме и экспансионизме, то российские власти существенно нарастили траты на оборону (хотя экономика впадает в рецессию), при этом оккупируя украинский Крымский полуостров, продолжая поддерживать вооруженное восстание в Восточной Украине и регулярно проводя угрожающие военное патрулирование внутри или около территорий своих соседей.
В России также проходят зачистки тех, кто считается слабым или может стать угрозой режиму. Это проявляется в законах против гомосексуалистов и убийствах видных оппозиционных журналистов и политиков, например Бориса Немцова. Другая типичная черта фашистских государств – это конфликт интересов между бизнесом и правящей партией. Предпринимательство поощряется в рамках службы государству, и известно, что у многих ведущих бизнесменов страны тесные связи с Путиным. В начале года Кремль объявил, что члены правительства Путина будут в составе совета директоров якобы частных компаний.
Наконец, есть сам Путин. Фашистские режимы всегда опирались на харизматичных лидеров наподобие Гитлера или Муссолини, культивируя при этом мужской идеал арийца или «нового человека». В сегодняшней России Путин, судя по всему, играет обе эти роли. Российские СМИ постоянно выставляют Путина образцом мужественности, когда его фотографируют то с ружьем и голым торсом, то во время тренировки по дзюдо, то во время игры в хоккей.
Стала ли Россия в 2015 году фашистским государством или вырвалась на какие-то новые просторы деспотического тоталитаризма – это вопрос к ученым. Но сегодня на восточном пороге Европы оказалась сила, которая демонстрирует многие признаки прошлых режимов, которые принесли невыразимые человеческие страдания - и этот факт требует пристального внимания.