Как мессенджер Павла Дурова Telegram стал одним из лучших в мире
История проекта началась в октябре 2013 года, когда известный арабский блогер Халед создал несколько постов о новом мессенджере Telegram, который только появился в App Store. Сначала блогеру предложил воспользоваться приложением другой пользователь, @AboMayar. Халед ответил ему картинкой со сердитый котом, однако позже начал призывать других попробовать Telegram. Благодаря постам популярного блогера через пару недель аудитория мессенджера увеличилась до 100 тыс. пользователей. Халед и @AboMayar и сейчас популяризируют мессенджер в Twitter, хотя в Telegram уверяют, что не платят им за это ни копейки.
Павел Дуров построил маркетинговую стратегию своего проекта вокруг идеи«защищенности». Он использовал слоган «Taking back our right to privacy» («Вернем себе право на приватность») и уверял пользователей, что спецслужбы не смогут получить доступ к их аккаунтам. Дуров заявляет, что Telegram улучшает позиции благодаря качественному продукту. «Нужно каждый месяц минимум выкатывать серьезный продуктовый апдейт, который тянет на революцию. Нужно быть быстрее, красивее, проще и в то же время функциональнее, чем основные конкуренты. Нужно иметь серьезную идеологическую основу, которая будет импонировать трендсеттерам. Нужно менять индустрию как в узких технологических, так и в мейнстримных аспектах», - поделился своим видением развития проекта Павел Дуров.
И все же главным элементов популяризации мессенджера была тема безопасности. Она сработала на все 100 процентов - в июне 2014 года Telegram получил статус самого быстрорастущего стартапа в Европе. В начале 2016 года мессенджер достиг показателя в 100 млн пользователей.
Вот как выглядят основные этапы развития этого амбициозного проекта.
Жизнь после «Вконтакте»
Появление Telegram сопровождалось скандалами. Весной 2012 года проект обзавелся отдельным юридическим лицом, куда перешла часть сотрудников «Вконтакте». Дуров несколько раз менял концепцию мессенджера. Сначала он хотел развивать ряд параллельных проектов: Telegram базировался на идее end-to-end-шифрования и шифрованной голосовой связи, Telegraph был нацелен на развитие геочатов, дейтинга и т. д., а Pictograph планировался как альтернатива Instagram. Но после того как летом 2013 года возник скандал по поводу публикации данных экс-сотрудником ЦРУ Эдвардом Сноуденом, Дуров остановился на концепции защищенного общения. Идеи из Telegraph и Pictograph он перенес в свой мессенджер.
Telegram был запущен на деньги Дурова в рамках некоммерческой организации Digital Fortress. Бизнесмен и по сей день самостоятельно финансирует проект благодаря средствам, полученным от продажи своей доли «Вконтакте» (примерно 300 млн долларов). Дуров говорит, что каждый месяц тратит на проект около 1 млн долларов.
В интервью изданию Washington Post Аксель Нефф, который помогал сервису проникнуть на американский рынок, так описал концепцию проекта: «Создать серию мессенджеров, которые полагаются не на операторов телефонов, а на дата-центры». Дуров подчеркивает, что Telegram находится в нескольких юрисдикциях, что позволяет уйти от давления властей в любой из стран.
Приложение появилось в App Store в августе 2013 года, через два месяца была запущена версия для Android.
Согласно официальной версии, Telegram находится в Берлине, европейские медиа часто называют проект немецким. Однако на самом деле в компании никогда не было своего офиса в столице Германии, а разработчики занимались развитием проекта в доме Зингера, где работают сотрудники «ВКонтакте».
Дуров часто находит сотрудников через конкурсы. Например, разработчик проекта Михаил Филимонов создал десктопное приложение Telegram для Mac OS. А в 2012 году в конкурсе на разработку мессенджера «ВКонтакте» для iOS победил Петр Яковлев, которого Дуров оперативно перевел работать в Telegram.
Сомнительные партнеры и Интерпол
В конце 2013 года Павел Дуров отметил Новый год с бизнесменом Александром Васильевым. Последний заинтересовался мессенджером Telegram и был готов помочь в продвижении сервиса на рынке Саудовской Аравии.
Васильев на протяжении долгого периода времени возглавлял совет директоров украинского консорциума ЕДАПС, который занимался изготовлением документов, в том числе паспортов. Компания работала не только в Украине, но и в США, а также странах Персидского залива. Весной 2015 года американский суд выдвинул концерну обвинения в коррупции. По этому делу Васильев отсидел в швейцарской тюрьме, а весной 2015 года был экстрадирован в Штаты.
В коррупционный скандал с ЕДАПС был косвенно вовлечен даже Интерпол, в котором представители консорциума пытались лоббировать свои интересы. Это вынудило подать в отставку генсека Интерпола Рональд Ноубла, который работал в спецслужбе на протяжении 14 лет.
Известно, что Васильев помог организовать встречу Дурова с Ноублом. После возникновения слухов о намерении Microsoft купить производителя смартфонов Blackberry, устройствами которого пользовались представители международной полиции, Интерпол занялся поиском мессенджера для внутренней переписки.
Дуров признается, что встречался с представителями Интерпола, но тема обсуждения, по его словам, была другой: возможность его экстрадиции в случае, если российские власти предоставят подобный запрос в связи с обострением ситуации вокруг «ВКонтакте» и Telegram.
Александр Васильев признался, что помогал популяризации Telegram, но не стал раскрывать подробностей. «Я помогаю идеям, в которые верю. Все это непубличная история в силу людей, которые в нее вовлечены. Могу сказать, что это были люди, которые могли оказать влияние на многих других», - рассказал бизнесмен. Правда, Дуров говорит, что у него нет никаких деловых связей с Васильевым, и что одиозный предприниматель никак не причастен к продвижению сервиса в Саудовской Аравии.
Тем временем Васильев переманил несколько программистов, которые создавали Telegram. Бизнесмен запустил сервис Actor, который очень напоминает Telegram. Васильев позвал к себе разработчика Telegram Степана Коршакова, у которого на тот момент были далеко не лучшие отношения с Дуровым. После осуждения Васильева Коршаков продолжил работу над проектом, невзирая на прекращение финансирования со стороны бизнесмена.
Сегодня Васильев говорит, что нашел свое дело. Он занимается приложением «Книга откровений», которое определяет судьбу по дате рождения. Создателем проекта является один из победителей конкурсов Дурова по разработке Telegram Вячеслав Крилов.
Завоевание рынка
Telegram возник в тот момент, когда на рынке доминировало приложение WhatsApp выходца из Украины Яна Кума. Другой большой игрок, Viber, привлек многомиллионную аудиторию в России, Иране и других странах. В отдельных регионах активно развивались локальные мессенджеры: WeChat в Китае, Line в Японии, Hike в Индии.
Чтобы запомниться на рынке, Дурову необходимо было выделиться среди конкурентов. Определяющую роль сыграла ставка на защищенность и «сверхсекретный протокол», хотя Дурова и критиковали за то, что он построил маркетинговую стратегию на опасениях пользователей.
По данным Priori Data, в прошлом году только в Италии Telegram загрузили 2 млн раз на iOS и Android. Основная причина популярности сервиса в стране заключается в том, что в Италии существует влиятельное сообщество разработчиков открытого кода, которое продвигает продукты типа Telegram.
Свою роль сыграло то, что в Италии значительную долю занимают смартфоны с Windows Phone. На этой платформе Telegram работает лучше, чем WhatsApp, лидирующий на итальянском рынке. Свои каналы в мессенджере Дурова создали итальянские министерства и чиновники, в частности Министерство экономики и финансов.
В прошлом году самым популярным мессенджером в Бразилии стал WhatsApp, которым пользовались около 70% владельцев смартфонов. Но в феврале 2015 года бразильский суд принял решение о блокировке сервиса. И хотя приложение так и не отключили, на фоне тревожных новостей 2,5 млн пользователей присоединились к Telegram. По данным Priori Data, в прошлом году в Бразилии Telegram закачали почти 10 млн раз на Android и 691 тыс. на iOS.
Популярным в Бразилии стал сервис ZapZap - наиболее успешное приложение на API Telegram, которое только на iOS скачали более 6 млн раз. Поскольку данные сервиса хранятся на серверах Дурова, то его пользователи считаются частью аудитории Telegram. Основатель ZapZap Эрик Коста говорит, что Telegram дал проекту большой импульс и превратил его в бразильскую социальную сеть. В ZapZap насчитывается более 20 тыс. групп, которые были созданы самими пользователями. Проект поддерживает постоянную связь с командой Telegram, чтобы оперативно решать все технические вопросы.
Telegram отличился тем, что несколько раз привлекал аудиторию благодаря новостям, которые касались конкурентов. К примеру, в 2014 году после заявления Facebook о покупке WhatsApp, приложение было недоступным в течение почти двух часов. Часть пользователей заявила, что не станет этого терпеть. В тот день в Telegram зарегистрировались 5 млн новых пользователей.
Запреты и ограничения
В 2014 году Telegram стремительно начал набирать популярность в Иране. Здесь пользователи массово перешли на новый мессенджер из Viber. Не в последнюю очередь это связано с израильским происхождением Viber. В Иране заблокировали данное приложение, поэтому 20 млн местных пользователей постепенно перешли в Telegram. Иранские политики даже использовали мессенджер в своих предвыборных кампаниях. Например, видео экс-президента Мохаммада Хатами за один день просмотрели 3 млн пользователей.
В то же время начали ходить слухи, что Telegram используют террористы ИГИЛ, поскольку в 2015 году только у него было защищенное шифрование с самоудаляющимися сообщениями. Каналы «Исламского государства» вызвали массу критики в адрес мессенджера, ведь через них боевики даже собирали деньги на вооружение. В итоге, в ноябре Павел Дуров заблокировал 78 каналов, посвященных ИГИЛ.
Когда мессенджер стал популярным, власти начали более пристально следить за ним. Киберполиция Ирана потребовала перенести серверы с информацией о пользователях в Иран и грозиться забанить приложение. В этой стране Telegram иногда становится частично или полностью недоступным. Местная полиция арестовала администраторов 20 групп по обвинению в распространении «аморального контента».
Не так давно иранцы провели тендер на создание собственного мессенджера. После его появления они могут забанить Telegram, чтобы пользователи перешли на локальный сервис. Между прочим, победители тендера работают над своим мессенджером на платформе Actor Степана Коршакова.
Впрочем, заявления представителей власти о возможной блокировке мессенджера пока идут ему во благо: Telegram становится все более популярным среди борцов за свободу. Любые намерение ввести цензуру заставляют пользователей переходить на более защищенные мессенджеры, и Telegram приходит на ум одним из первых.
Новость о том, что власти планируют контролировать жителей через распространенный сервис KakaoTalk, привела в Telegram миллионную аудиторию в Корее. Исследовательская компании Ranky.co отмечает, что KakaoTalk за неделю потерял 400 тыс. пользователей, а Telegram за это время установили миллион корейцев.
Защищенность как основная цель
Мессенджер был создан с оглядкой на международную аудиторию, ради которой и был придуман слоган «Taking back our right to privacy». Однако со временем вместо этого лозунга появился другой: «New era of messaging» («Новая эра переписки»). Вероятно это связано с тем, что WhatsApp принял ряд мер по усилению безопасности пользователей.
Чтобы доказать защищенность сервиса, Дуров после его запуска объявил конкурс. Он был готов заплатить 200 тыс. долларов человеку, который взломает его переписку с братом в секретном чате. Впрочем, большая часть пользователей использует для общения обычные чаты. Там можно создавать группы на сотни человек, а также пользоваться поиском по сообщениям. В случае end-2-end шифрования сообщения не сохраняются на серверах и не показываются на других устройствах.
В конце 2015 года Electronic Frontier Foundation выставила обычным чатам Telegram рейтинг защищенности 4 из 7, а секретным - 7 из 7.
Мессенджер Дурова стал первым, в котором начали использовать секретные чаты.
Хотя сейчас WhatsApp шифрует все свои чаты, при упоминании словосочетания «защищенный мессенджер» пользователи сразу ассоциируют его с Telegram. Невзирая на то, что Дуров выступает против власти, даже чиновники восхищаются его проектом.
К примеру, издание The Information рассказывало о членах правительства Сан-Франциско, которые выбрали Telegram, потому что он хорошо защищен.
Стоит сказать, что ходит масса слухов и домыслов по поводу того, почему Telegram не использует end-2-end шифрование во всех чатах. Часть разработчиков утверждает, что Дуров сознательно хранит сообщения, чтобы иметь возможность для их использования. «С самого первого дня мы не передали правительствам и третьим лицам ни байта приватных данных. Благодаря оконечному шифрованию, самоуничтожающимся сообщениям и аккаунтам мы знаем настолько мало значимой информации о пользователях, насколько это возможно», - заверял Дуров в интервью Wired.
Развитие и коммерциализация
Стоит признать, что многие пользователи сразу же влюбляются в новый сервис Дурова. Telegram подкупает высокой скоростью передачи сообщений и файлов, что становится огромным плюсом для пользователей с медленным интернетом.
Дуров развивает приложение благодаря собственным деньгам, а нагрузка на серверы постоянно увеличивается в связи с ростом количества пользователей. Однако Павел заявляет, что Telegram закрыт как для покупки, так и для инвестиций. Впрочем, венчурные фонды Кремниевой долины предлагали Дурову деньги для развития проекта. Говорят, что Google был готов приобрести мессенджер за 1 млрд долларов.
В ближайшем будущем Telegram хочет начать зарабатывать на сторонних приложениях, с которыми можно разделять прибыль. Подобный подход практикует «ВКонтакте». Как-то Дуров упомянул о намерении монетизировать ботов. Однако на все вопросы касательно дальнейшей концепции сервиса он отвечает общими фразами. Впрочем, понятно, что человек с такими большими амбициями сделает все, чтобы Telegram как минимум повторил успех «Вконтакте».