"Эфиопия наша!": читая новую биографию Муссолини
Исторические параллели рискованны. Но они помогают понять настоящее благодаря прошлому. Поэтому их проводит немецкий историк. И мы нашли: в довоенной Италии и современной России.
Автор новой биографии вождя итальянских фашистов Бенито Муссолини, немецкий историк Ханс Воллер (Hans Woller) строит ее довольно необычно для подобного рода книг. Он последовательно, рассказывая о том или ином периоде жизни Муссолини, проводит параллели между ним и народным героем Италии Джузеппе Гарибальди. Известно, что "дуче" его очень почитал, но почитал он в разное время самых разных политических деятелей (в том числе, например, Ленина). И все же думается, что сравнение оправдано: Гарибальди был сторонником "республиканской диктатуры", которую в кризисные времена возглавляет вождь нации - "лучший из лучших". На эту доктрину "вертикали власти" опирался позже и Муссолини.
Кроме того, как и Гарибальди, Муссолини мечтал о возрождении сильной итальянской империи в духе Древнего Рима. "О, Рим! - писал Гарибальди, - Ты поистине единый, вечный! Некогда ты вознесся выше человеческого величия, а ныне унижен..."
С коллегой и соратником
Исторические параллели всегда рискованны. Слишком велик соблазн усиливать сходство и затушевывать различия между событиями, происходившими и происходящими в разные эпохи и в разных странах. С другой стороны, исторические аналогии, несомненно, полезны: они помогают, благодаря прошлому, лучше понять настоящее. В общем, если такие параллели проводит профессиональный историк, то почему не делать этого и нам? Тем более, что какие-то аналогии напрашиваются сами собой. Судите сами.
Символ возрождения империи
В 1935 году Италия аннексировала Эфиопию (Абиссинию, как ее еще тогда называли). Делать это было совсем необязательно: Эфиопия и так сильно зависела от Италии в экономическом смысле, была отсталой страной, и никакая иностранная держава завоевывать ее не собиралась. Но Муссолини мечтал поднять Италию с колен, и аннексия Эфиопии стала символом возрождения империи.