Луценко собирается в Одессу, а Мефедов просидит за решеткой минимум до следующей недели
Апелляционный суд Одесской области не стал рассматривать сегодня жалобу адвоката Андрея Каркищенко, который защищает фигуранта нескольких уголовных дел Евгения Мефедова.
Однако выйти на свободу россиянину так и не удалось: здание суда было заблокировано активистами проукраинских организаций, и вскоре сотрудники полиции задержали Мефедова и предъявили ему новые претензии. 29 мая Киевский районный суд назначил Евгению содержание под стражей в связи с подозрением в угрозе убийством ключевому свидетелю по "делу 2 мая" Александру Посмиченко (ст. 129 УК). 7 июня апелляционный суд отменил это решение, после чего зал заседаний снова заблокировали. На свободу Мефедов и в этот раз не вышел: через несколько часов блокады прямо в помещении суда его снова задержали. На этот раз был составлен протокол о мелком хулиганстве - нецензурной брани в зале суда.
8 июня судья Малиновского суда наложил на него взыскание - двое суток административного ареста. Также было установлено, что в зале апелляционного суда Мефедов снова угрожал Посмиченко. Приморский районный суд снова избрал меру пресечения в виде содержания под стражей на 50 суток - по делу об угрозе убийством.
Адвокат Каркищенко обжаловал это решение в апелляции, но явиться на заседание не смог - был в другом суде, где его присутствие является обязательным. Каркищенко подал заявление с просьбой перенести слушание по его жалобе. В итоге суд перенес рассмотрение на 22 июня 2016 года.
Эпопея с Мефедовым - не единственный громкий эпизод в расследовании и судебном рассмотрении дел, связанных с событиями 2 мая 2014 года. Весной этого года выехал за пределы Украины бывший начальник областного управления ГСЧС Владимир Боделан, которого подозревают в халатности - незаконном игнорировании сообщений о пожаре в Доме профсоюзов. Следствие в отношении его подчиненных завершено, но сейчас фактически заморожено - по непонятным причинам, следователь не передает документы в суд.
Обвинительный акт в отношении бывшего начальника областной полиции Петра Луцюка суд вернул прокуратуре на доработку. Что касается расследования событий на Куликовом поле и пожара в Доме профсоюзов, следствие сдвинулось с мертвой точки только несколько месяцев назад, после передачи дела из главного следственного управления МВД в одесскую полицию.
Уголовное расследование преступлений, которые совершали в Одессе зимой и весной 2014 года, сейчас расследует несколько различные правоохранительных органов: департамент спецрасследований ГПУ, следственное управление областной полиции, управления СБУ в Одесской и Николаевской областях, Главное следственное управление МВД. Поддержкой обвинения в судах занимается прокуратура Одесской области. Результат такой разобщенности можно наглядно увидеть в Малиновском суде: государственные обвинители не знакомы с материалами дела и не участвовали в досудебном расследовании, вещественные доказательства и документы распределены по разным производствам и не предъявляются суду, следователи различных ведомств дублируют процессуальные действия.
Выходом из ситуации могло бы стать создание объединенной следственной группы во главе с сотрудником Генпрокуратуры. В такую группу целесообразно было бы включить следователей полиции, прокуратуры и СБУ, которые расследовали эти дела. Высокий статус группы позволил бы эффективно расследовать обстоятельства, связанные с действиями высокопоставленных чиновников.
Все эти вопросы находятся в компетенции Генпрокуратуры. 21 мая 2016 года обществення "Группа 2 мая" обратилась с предложением создать объединенную следственно-оперативную группу для расследования всех одесских событий к Юрию Луценко. Как сообщила "Думской" координатор группы Татьяна Герасимова, вчера из ГПУ был получен ответ о том, что вопрос передан на рассмотрение... в прокуратуру Одесской области, которая не имеет таких полномочий.
Завтра в Одессе ожидают Юрия Луценко - он будет представлять нового прокурора области Олега Жученко. Остается надеяться, что генеральный прокурор обратит внимание на ситуацию с расследованием и сопровождением в судах резонансных дел, связанных с событиями 2 мая 2014 года, и давно назревшие решения все-таки будут приняты.