Что мешает развитию бизнеса в Украине
В правительстве признают, в Украине низкий уровень инвестиций. И это большая проблема для экономики. Доля инвестиций не превышает 10% от ВВП, в то время как приемлемым уровнем в Кабмине считают 20-25%.
По данным Госстата, в 2015 году иностранные инвесторы вложили в страну 3,76 млрд долларов, что на 1,3 млрд долларов больше, чем годом ранее. Хотя в 1 квартале 2016 года приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) превысил 1 млрд долларов.
"Это много. Мы рассчитывем, что за год будет 4 млрд долларов, - прогнозирует гендиректор ИК Dragon Capital Томаш Фиала. - Более 80% шло в банковский сектор, но в основном это следствие рекапитализации дочек российских банков, где доля проблемных кредитов приближается к 90%. Это очень много".
Проблемы правительство видит в регуляторных ограничениях, которые создает государство, высоком уровне изношенности большинства объектов экономической и социальной инфраструктуры. Среди причин - невозмещение НДС, что не привлекает бизнес.
Горькая нота оптимизма
Настроения иностранных инвесторов - в индексе инвестпривлекательности Украины, который 7 лет проводит Европейская бизнес-ассоциация. По результатам опроса 92 топ-менеджеров компаний, показатель в 1 полугодии составил 2,88 балла из 5 возможных. То есть, охвачен период работы уже правительства Владимира Гройсмана.
"Это субъективное настроение инвесторов, менеджеров, - поясняет глава представительства Astellas Pharma Europe B.V. в Украине Кшиштоф Сидлецки. - За инвестициями всегда стоит человек, и какое у них будет настроение, так они и будут представлять цифры своим штаб-квартирам в Европе, Америке или Азии. Но у всех есть небольшая, но нота оптимизма".
Настроения 78% бизнесменов говорят о том, что они недовольны инвестклиматом. Связано это с тем, что в Украине отсутствуют какие-либо изменения, нулевой прогресс в реформах и коррупция или ее проявления на всех уровнях.
В большинстве случаев в компаниях отмечают, что не заметили реформы судебной системы. "Мы сомневаемся в том, что есть политическая воля побороть коррупцию. Тех, кто приходят к власти, тянет использовать эти органы в свою пользу вместо того, чтобы создать равные, справедливые условия для всех", - говорит Томаш Фиала.
В качестве примера он приводит свой давний конфликт, как миноритарного акционера по проекту ТРЦ Skymall с Андреем Адамовским, за которым стоит депутат от БПП Александр Грановский. "Если вы выиграете арбитраж в Лондонском суде, то в Украине это еще ничего не значит, когда с другой стороны стоят депутаты большинства, имеющие влияние на правоохранительные органы, суды. Решение Лондонского суда близко к нулю, потому что есть большая проблема его в Украине имплементировать", - отметил Фиала.
Руководящий партнер ЮК Arzinger Тимур Бондарев уверен, что проблема № 1 в Украине-отсутствие реформ именно в судебной системе. "Мы заждались уже. Каждый президент приходит, обещает, но так ничего и не происходит. Мы помним, что при нынешнем президенте был принят закон об очищении судебной власти, были надежды у бизнеса, клиентов, но так ничего и не произошло, - добавляет Бондарев. - Изменения принятые 2 июня (в закон „ О судоустройстве и статусе судей“, - ред.) воспринимаются, как позитивные, но и к нему есть вопросы. Хорошей идеей было создание антикоррупционного суда. Но на сегодняшний день отсутствует механизм имплементации этой нормы".
По словам собеседников, в более, чем 70% случаях исполнительная служба не выполняет решения судов.
Тайна за семью печатями
Кроме того, что происходит с конфискованным товаром, в частности, подакцизной продукцией - контрабандой и контрафактом - тайна за семью печатями. Замглавы Государственной фискальной службы-глава налоговой милиции Сергей Билан не смог предоставить данные по объемам конфиската и его утилизации. Представителям бизнеса-членам ЕБА он лишь заявил, что вдвое увеличилось количество выявляемых цехов, например, по нелегальному производству водки и спирта.
"Если продукция по решению суда признается безопасной и ее можно реализовать, то через исполнительную службу она продается, а деньги идут в бюджет. Если контрафакт, то уничтожается в комиссионно- установленном порядке", - резюмировал он. Глава ГФС Роман Насиров предлагает представителей профильных ассоциаций включать в группы по утилизации конфиската.
"В отношении уничтожения конфиската и оборудования, вынуждены констатировать отсутствие желания со стороны органов власти принимать действенные меры. Ни одного уничтожения с начала года не было", - отмечает менеджер по связям с правительственными организациями компании Philip Morris Ukraine Алексей Калиниченко.
В то же время, Минфин активизировал процесс с разработкой стратегии противодействия незаконному производству и обороту табачных изделий до 2021 года. В ней, среди прочего, речь идет об обнародовании сейчас засекреченной информации. Этот документ сейчас на стадии согласования.
Производители и "белые" импортеры вынуждены конкурировать с нелегальным товаром. И, если в случае с сигаретами "тень" за последние годы сократилась до менее 1%, а растет только "экспорт", то в случае с алкоголем объемы такого производства внутри страны составляют 40%. А "серый" и "черный" импорт бытовой техники составляют 20%.
При этом конфискат, товар, ввезенный контрабандным путем или с нарушением таможенных правил, можно свободно приобрести в интернете. Поэтому 51% бизнеса, согласно рейтингу, не видят улучшений в таможенных процедурах.
"Для бизнеса важно, чтобы в стране было четкое верховенство права. Если есть сферы, где без коррупции невозможно достигнуть решений, чтобы вести бизнес в нормальном русле, это сильно сдерживает предпринимателей. То, что значительная часть экономики находится „ в тени“, также негативно влияет на инвестиционную привлекательность страны", - отметил бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета.
"Когда сообщаешь в ГФС о прессинге со стороны „ серого“ импорта и контрабанды никакой реакции нет", - добавляет руководитель таможенного комитета ЕБА Денис Шендрик.
Только скепсис и негативные ожидания
Не доволен бизнес и ходом возмещения НДС. Об этом говорит 50% опрошенных топ-менеджеров. Хотя ГФС рапортует, что с начала года плательщикам возмещено более 36 млрд гривен, что почти на 70% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
"Возмещение НДС происходит в нормальном режиме. Заявки на возвращение сумм вносятся в соответствующий реестр в течение операционного дня для их получения в хронологическом порядке", - заверил директор департамента налогов и сборов юрлиц Алексей Лышенко.
Тем не менее, среди приоритетов для правительства бизнес отмечает проведение эффективной и полномосштабной налоговой реформы. "Все самые болезненные вопросы для украинского бизнеса отражаются в тех жалобах, которые к нам приходят, - рассказал Шемета. - Если смотреть на нашу статистику, на первом месте - налоговые вопросы: проверки, электронное администрирование и возмещение НДС, оценка таможенной стоимости. На втором месте - действия или бездействия силовых структур с превышением полномочий в ходе уголовных расследований, возбуждением уголовных производств. Далее следуют действия или бездействие контролирующих органов. Показательно, что сейчас жалобы по возврату текущего НДС мы практически не получаем. В основном обращения касаются возврата задолженности за 2014-2015 годы".
Добавим, что премьер-министр Владимир Гройсман поручил министру финансов Александру Данилюку создать рабочую группу "высокого уровня" для подготовки налоговой реформы с учетом основных положений законопроекта главы профильного комитета парламента Нины Южаниной № 3357, предполагающий либерализацию системы.
Первое заседание уже было 9 июня, второй раз эксперты собирались 15 июня. По данным издания, рассматриваются варианты отмены классической модели налога на прибыль с заменой его на налог на выведенный капитал или распределенную прибыль, нулевое декларирование. Крупный бизнес просит реформировать упрощенную систему налогообложения, разблокировать возможность получения денег, которые лежат на электронном счету компаний в рамках электронного администрирования НДС и вернуться к практике одного реестра для возмещения налога.
Среди первоочередных задач инвесторы видят все-таки борьбу с коррупцией на практике, а не декларативно, защиту их прав в судах. Антикоррупционные меры предполагают и завершение реформы госуправления. По мнению налогового омбудсмена Тараса Качки, в этом направлении Украина продвигается очень медленно. Соответствующий закон хоть и принят, но усилий требует его имплементация. И проблема здесь в кадрах, а также в ускорении упрощения регуляторных процедур: система должна работать быстро и объективно.
Томаш Фиала считает, что на нынешнем этапе Украина должна возобновить сотрудничество с МВФ. А для этого парламент должен принять весь пакет законопроектов, необходимых для продолжения кредитования. Это и станет сигналом для инвесторов, а также откроет доступ к кредитным ресурсам под госгарантии США.
"Если бы Украина провела ключевые реформы - администрирование налогов, перезагрузку силовых структур, судов и госслужбы, это была бы прекрасная страна для инвестиций. И как скоро будут реализованы эти реформы, зависит от политической воли. Ведь если она есть - такие реформы можно провести за 2-3 года. И нужно помнить, что весь мир вкладывает огромные усилия в то, чтобы ситуация в Украине улучшилась, - добавил Альгирдас Шемета. - Я вижу огромный потенциал Украины. Это - сельское хозяйство, переработка агропродукции, ведь Украина экспортирует много сырья, а если будет готовый продукт, это больше дохода благодаря товарам с добавленной стоимостью. IT сектор может процветать, я вижу серьезные возможности и для промышленности. И хотя во многих сферах не прошла реструктуризация, но есть хорошие предприятия, куда можно инвестировать".
Несмотря на это, надежд на то, что правительство сможет реализовать реформы, нет. У 30% топ-менеджеров негативные ожидания. И основной аргумент - у власти остаются те же самые люди.