Часть кредита на строительство «Воздушного экспресса» разворована
Немалая часть китайского целевого кредита на строительство скоростной железнодорожной линии до аэропорта “ Борисполь” разворована. Потому все госпредприятия и ведомства во главе с Мининфраструктуры наперебой отмахиваются от проекта. Не нужен он, похоже, и Киевской горгосадминистрации (КГГА).
Об этом KV стало известно из поручения правительства, направленного, в том числе, в КГГА, с ответами от Министерства инфраструктуры.
Позиция Мининфраструктуры, которая следует из ответов ведомства, сводится к необходимости досрочного прекращения договора о финансировании проекта “ Воздушный экспресс” с Экспортно-импортным банком Китая. Мол, так можно будет минимизировать дальнейшие траты или перенаправить средства по данному договору на другие инфраструктурные проекты.
Свою позицию в Мининфраструктуры обосновывают следующими доводами. 17 мая 2015 года Кабмин постановлением №418 ликвидировал Госагентство по инвестициям и управлению национальными проектами. В связи с этим, ГП “ Дирекция по строительству и управлению национального проекта “ Воздушный экспресс” в числе других инфраструктурных объектов Киевской области передана в сферу управления министерства. В Мининфраструктуры этому вовсе не рады.
Когда ГП “ МА “ Борисполь” в предверье Евро-2012 проводило расчет окупаемости проекта на основании пассажиропотока 30 млн пассажиров в год, при оптимистическом сценарии бизнес-плана период окупаемости составлял 17 лет, а планируемая стоимость проезда была эквивалентна 10 долл. США. Но после аннексии Крыма и начала АТО, в 2014 году, пассажиропоток через аэропорт “ Борисполь” уменьшился до 7 млн человек, в связи с чем дальнейшая реализация проекта стала убыточной.
Этот вывод Минифраструктуры можно считать весьма спорным, так как при таких обстоятельствах можно вести речь и об изменении параметров бизнес-плана проекта. Например сроков окупаемости, стоимости проезда и т. д.
Гораздо существеннее то, что из 17 млн долларов, полученных ГП “ Воздушный экспрес” на проектно-подготовительные работы и на содержание заказчика, уже использованы около 14 млн долларов. Учитывая специфику работы госпредприятий, можно смело предположить, что львиная часть этих миллионов потрачена, а собственно проектной документации практически нет. Например, директор ГП “ Воздушный экспрес” был уличен в земельных махинациях и отмывании средств предприятия.
Еще более проблемными являются 110 млн гривен (6 млн долларов), которые бывший руководитель ГП “ Воздушный экспресс” Андрей Галущак по согласованию с главой Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами Сергеем Евтушенко разместил в ликвидированном ПАО “ ПроФин Банк” (25 млн гривен) и ООО “ Сапфир Финанс” (85 млн гривен).
При этом, также по согласованию с Сергеем Евтушенко, кроме договора депозита в ПАО “ Профит Банк”, был заключен договор залога, по которому весь депозит списан на выполнение обязательств третьей стороны перед ОАО “ ПроФин Банк”. А ООО “ Сапфир Финанс” на момент совершения сделки можно вообще считать подставным предприятием.
Уголовные производства по данным фактам, подтвержденным ревизией на ГП “ Воздушный экспресс”, ведутся, но деньги пока можно считать безвозвратно потерянными.
Видимо, из-за этого и возникло поручение от 24 сентября 2015 года - проработать вопрос о внесении изменений в кредитный договор между ГП “ Воздушный экспресс” и Экспортно-импортным банком КНР по части целевого назначения кредитных средств. Однако, китайцы, несмотря на упорные переговоры, на это не согласились.
В связи с этим, 3 февраля 2016 года правительство обязало Мининфраструктуры вместе с другими центральными органами исполнительной власти выработать единую позицию по эффективному использованию кредитных ресурсов, включая возможность реализации альтернативных решений.
При этом, Мининфраструктуры отчиталось, что ни одно министерство и ведомство, в том числе КГГА, никакой заинтересованности в дальнейшей реализации проекта “ Воздушный экспресс” не проявили.
Попытки привлечь к продолжению “ Воздушного экспресса” ПАО “ Укрзализныця” также натолкнулись на сопротивление. В мае 2015 года ПАО объявило о наступлении технического дефолта и провело работу по реструктуризации обязательств и финансовому оздоровлению. Поэтому руководство предприятия сочло, что вливание ГП “ Воздушный экспресс” в ПАО “ Укрзализныця” содержит в себе репутационные и экономические риски.
После этих историй в сухом остатке остались понятными только три последствия таких “ художеств”:
Удобного и дешевого транспорта в аэропорт “ Борисполь” у киевлян в ближайшем обозримом будущем не предвидится.
Минимум 20 млн долларов рассованы по чиновничьим карманам или пущены “ на ветер”, окончательная судьба виновных в этом безобразии неясна, да и их поименный список до сих пор не обнародован, украинские налогоплательщики на ровном месте получили себе еще как минимум 20 миллионов обязательств.
Инвесторы и международные доноры в очередной раз получили пример того, как под предлогом перспективных проектов их деньги в Украине нагло и безнаказанно разворовываются.
Справка. 5 июля 2011 года между ГП “ Дирекция по строительству и управлению национального проекта “ Воздушный экспресс” и других инфраструктурных объектов Киевского региона” и Экспортно-импортным банком Китая был подписан контракт №BLA на 372 млн долларов (26,349 млрд гривен) на реализацию национального проекта “ Воздушный экспресс”. Проект предусматривал строительство железнодорожной линии “ Киев-Борисполь”, четырех вокзалов, обеспечение железной дороги электропоездами, сооружение второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту “ Борисполь”. Срок кредитования - 180 календарных месяцев (15 лет).