ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины»
Доктор политических наук, академик МАИ Константин Смоленцев написал для vc.ru колонку об условиях для бизнеса в Канаде и о развитии технологического кластера между городами Торонто и Китченер-Уотерлу.
Несколько лет назад бывший генеральный директор «ВКонтакте» Павел Дуров попросил пользователей одной социальной сети посоветовать его команде страну, в которой было бы выгодно основать стартап. Его условия были такие: «Нам не нравятся бюрократия, полицейские государства, большие правительства, войны, социализм и чрезмерное регулирование».
Одной из рекомендаций была Канада, близкая, по мнению пользователей, к лидеру мировой экономики - США. В стране комфортные иммиграционные программы, свобода слова, отличная экономика, много историй успеха и талантливых людей со всего мира. Одни канадские стартапы на слуху (как 500px, основанный русским и украинцем) - другие менее публичны.
Если добавить льготное налогообложение и правительственную поддержку инновационного предпринимательства, то поводов задуматься о запуске бизнеса в Канаде становится действительно немало. В подтверждение желания развивать высокие технологии - а это основная цель постиндустриальной экономики - Канада в 2013 году запустила программу Startup Visa Program. Теперь стартаперы, заручившись поддержкой одного из венчурных фондов, инкубаторов или бизнес-ангелов, могут получить не только рабочее приглашение в Канаду, но и право на постоянное место жительства.
Поводом для запуска программы стал инцидент с румынским новостным агрегатором Summify, получившим приглашение от акселератора Bootup Labs в 2010 году. Вместо того чтобы развивать проект, основатель Summify большую часть времени занимался согласованием своего статуса в стране. Власти обратили на это внимание, и министр гражданства, иммиграции и многокультурности заверил, что такая ситуация больше не повторится. Канадцы называют программу «стартап-визы» уникальным явлением для мира.
При рассмотрении заявок особым приоритетом пользуются проекты в сферах ИТ и коммуникаций. Это может быть разработка программного обеспечения и мобильных приложений, информационная безопасность, New Media, фармакология, биотехнологии, сельское хозяйство и экология. Канадское правительство планирует ни много ни мало создать конкурента знаменитой Кремниевой долине.
Между тем в США никакой упрощенной процедуры стартап-иммиграции нет, хотя разговоры о визе для молодых предпринимателей ведутся уже давно. Немаловажно еще и то, что разработчики, на удерживание которых технологические компании тратят больше всего денег, в Канаде обойдутся в несколько раз дешевле, чем в Долине.
Оправдала ли себя канадская программа стартап-виз? Чиновники считают, что да, и мелкие недочеты не портят общей картины. Иммиграционные адвокаты имеют иную точку зрения: за три года со старта лишь 100 человек, включая иждивенцев, пересекли границу Канады по этой программе.
Главная сложность - привлечение канадских инвесторов в зарубежные стартапы. Поэтому сразу после запуска программы в нее внесли изменения, разрешившие получить визу путем присоединения к одному из инкубаторов и акселераторов Канады. Иммиграционные адвокаты и чиновники сходятся во мнении, что в 2016 году ожидается активизация иммиграции по программе стартап-виз.
Только ли благоприятным визовым режимом отличается Канада от США? Экс-посол Канады в России Джон Слоан несколько лет назад заявил, что Кремниевая долина задействует частный сектор и науку, в то время как в Канаде три сектора: государственный, частный и научный. По его мнению, канадский подход создает более благоприятные условия для развития технологий.
Где же выбрать в Канаде ту заветную долину, где росток стартапа расцветет и превратится в сильную компанию? В конце 20 и начале 21 века столица Канады - Оттава - стала центром развития высоких технологий и удостоилась титула «северной Кремниевой долины». Не последнюю роль сыграла близость федеральных органов власти, которые обеспечивали компании государственными заказами.
Технологические корпорации во главе с телекоммуникационным гигантом Nortel Networks, JDS Uniphase и Newbridge Networks, а также прямые авиарейсы между Оттавой и Сан-Франциско олицетворяли и успех канадской модели по поддержке инновационного сектора экономики, и плотность связей между двумя «долинами».
Однако в 2001 году «северная долина» не выдержала удара мирового фондового цунами. Ставка на исключительную поддержку государства себя не оправдала. Правда, кризис оставил после себя хорошо развитую экосистему и многих инвесторов, предпринимателей и специалистов, прошедших школу взлета и падения доткомов.
Свято место, как известно, пусто не бывает. Два недалеко расположенных канадских города Торонто и Уотерлу, взяв за основу модель американской Кремниевой долины, стали позиционировать себя как новый технологический концентратор и привлекать компании из США открывать исследовательские центры и центры разработки на севере.
Университет Уотерлу взял на себя ту же роль, что и Стэнфордский университет в Долине. Торонто как основной финансовый и коммуникационный центр Канады обеспечивает технологическому сектору денежную и инфраструктурную поддержку. Крупнейший бизнес-акселератор в Уотерлу Communitech выстроил мощную систему бесплатной информационной поддержки для стартапов Startup Services Group.
На 114-километровом участке между Торонто и Китченер-Уотерлу создано около 200 тысяч рабочих мест - примерно половина от показателя американской Кремниевой долины. Здесь расположены офисы Google, Shopify, Research in Motion и других мировых гигантов, а также тысяч стартапов.
Динамику развития «северной долины» сдерживает отсутствие удобного и быстрого транспортного соединения. Мэры названных городов прекрасно осознают значимость международного технологического коридора и строят высокоскоростную железнодорожную линию.
История часто показывает, что рано списывать побежденных: за одного битого двух небитых дают. Успешное размещение акций оттавского стартапа Shopify на фондовом рынке открыло второе дыхание предпринимательскому движению столицы. Оттава пытается вернуть себе статус лидера инновационной экономики страны. За последний год число инновационных предприятий в Оттаве увеличилось с 11% до 14%, а по географии 250 ведущих технологических компаний Канады распределились так: 24% - Торонто, 14% - Оттава, 10% - Ванкувер, 8% - Калгари, 5% - Монреаль, 3% - Китченер-Уотерлу.
Оттавские компании программного обеспечения Shopify и you.i TV вошли в 15 самых быстрорастущих компаний в Канаде. Это свидетельствует о силе сектора программного обеспечения в Оттаве, где местные бренды за последние шесть лет привлекли больше денег на публичных рынках, чем все технологические компании других канадских городов, вместе взятые. Такие местные компании, как MITEL, растут невероятными темпами. Ее недавняя покупка компании Silicon Valley Polycom за $2 млрд стала крупнейшим в Канаде приобретением за последние три года.
Сейчас в Оттаве работает 68 тысяч специалистов в более чем 1700 технологических компаниях с ожиданиями роста более 10? тысяч к 2019 году (по данным Information and Communications Technology Council). Этот прогноз базируется на 65 федеральных научно-исследовательских лабораториях, четырех университетах мирового класса и колледжах, десятке бизнес-инкубаторов и акселераторов и крупнейшем технологическом парке Канады.
Как и в кластере Торонто - Китченер-Уотерлу, развитие оттавского технологического центра сдерживается по транспортным причинам. Однако город активно строит легкое метро, связывая удаленные районы города с центром, университетами и аэропортом.
С моей точки зрения, для Оттавы крайне актуально изменить атмосферу города с неторопливо-чиновничьей на бурлящую инновационную. Связке Торонто - Китченер-Уотерлу не стоит буквально копировать экосистему Кремниевой долины: она не сможет стать конкурентоспособной путем детального воспроизведения оригинала. Необходимо искать свои сильные стороны и уникальные местные особенности.
Кто же победит в борьбе за звание северной Кремниевой долины? Может быть, стоит создать не технологический коридор или Долину, а мега-треугольник Оттава - Торонто - Китченер-Уотерлу? Или все же лучше оставить соревновательный момент, чтобы местные власти и предприниматели активнее шевелились?
В любом случае победит экономика страны. Новое правительство поставило задачу трансформировать экономику от сырьевой модели к основанной на знаниях, и есть обоснованная надежда, что эта задача достижима.