Новости и события » Общество » Нефедов: Пришельцы с Марса в Украине - это миф о власти и народе

Нефедов: Пришельцы с Марса в Украине - это миф о власти и народе

Нефедов: Пришельцы с Марса в Украине - это миф о власти и народе

Макс Нефедов стал лучшим ИТ-блогером Украины! Сегодня Факты ICTV объявили результат голосования соответствующей категории рейтинга Топ-100 блогеров Украины.

Мы поговорили с Нефедовым о самом важном в его FB и в работе на должности заместителя министра экономического развития и торговли.

Facebook

Для меня это, прежде всего, инструмент работы и мощный способ коммуникации с аудиторией, возможность вносить элемент подотчетности.

Во-вторых, наша работа требует доверия людей. Здесь как раз есть большая проблема Facebook со всеми его алгоритмами. Соцсеть тебя окружает коконом друзей, которых ты лайкаешь, они тебя лайкают и, соответственно, у вас появляется ощущение полной взаимопомощи. Это на самом деле плохо, потому что для меня важна обратная связь, критика и замечания. Потому что на любой комплимент можно только ответить "Спасибо!". А вот критика - это уже что-то, с чем можно работать.

Все посты в Facebook я пишу сам, в среднем получается по 2 в день. Есть даже регулярные публикации, такие как зрадаперемога недели в публичных закупках. Не могу сказать, что трачу на это много времени: сами сообщения пишу сфокусировано, что занимает минут десять на пост. А вот общение и ответы на комментарии продолжа. тся целый день - в промежутках между встречами, в дорожных пробках, как только появляется свободная минута.

Блогеры

В первую очередь я читаю политиков. В общем, многих, кто занимается реформами, или чье мнение для меня важно, даже если оно не всегда комплементарное. Это Яника Мерило, Дмитрий Дубилет, Владимир Люлька Евгений Сысоев, например. Ну и, конечно, я подписан на многих блогеров, которые просто интересно пишут - Роман Шрайк, Павел Паштет и многие другие.

Проплаченные посты

Мне никто не предлагает писать за деньги. Хотя бы потому, что я госслужащий. Тем более, за это время работы у меня сформировалась определенная репутация, и люди вряд ли рискнут предлагать что-то подобное.

Политики

Появление аккаунта политиков в Facebook - это абсолютно положительный фактор. Проблема того же Януковича была в том, что этот человек и его команда оказались оторванными от народа. Даже не в том смысле, что они "плавали" высоко, а в том, что все, что они знали о мире - папочки с отчетами. Поэтому Facebook - это замечательный инструмент прямой коммуникации, отличный способ для политиков собирать мнения о себе и определенные события.

Сегодня это еще и элементы общественного давления, ведь в том числе через соцсети можно влиять на принятие решений депутатами на рассмотрение вопросов в повестке дня.

Мы проводим кампании в социальных сетях для того, чтобы рассказать людям о сущности реформ, объяснить, почему это важно, и стимулировать положительное решение задач.

Иллюзии о власти

Главная из них - это то, что у нас есть какая-то плохая власть, и при этом хороший бизнес и народ. И все мы с вами будто страдаем от каких-то пришельцев с Марса, попавших во властные кабинеты и теперь делают проблемы.

Если говорить реально, то власть - это 100% отражение нашего общества. Даже если человека с улицы поменять с теми, кто находится в кабинетах, то не так уж и много изменится. Потому что у обычных граждан, к сожалению, присутствует такое же пренебрежение к закону. И когда мы говорим о повышении качества государственного управления, то речь идет, в первую очередь, о развитии кардинально новых институтов, а не о банальном механическое перемешивание людей на должностях.

С другой стороны, у многих людей есть иллюзия, что государственное управление - это то, от чего нужно держаться подальше, что это какая-то грязное дело. На самом деле, я могу сказать, что это самая интересная работа, которая была у меня в жизни! Это возможность реально влиять на вещи, делать лучшими жизни многих людей.

Вот недавно мы пересекли отметку экономии в системе ProZorro в 2 миллиарда гривен. Эту экономию сделали обычные люди: они разработали систему, продвигали ее, ездили по всей стране с образовательными мероприятиями. Это не какой-то "Вау!" результат как, например, у спортсмена, который ставит мировой рекорд и ты думаешь, что никогда в жизни так не прыгнул бы. Нет, реформу делают обычные люди без суперподготовки, особого образования. Они видели цель и имели вдохновение.

Я всегда стараюсь рекламировать государственную службу. Стараюсь демонстрировать, что это могут быть достойные условия работы, которая интересна и комфортна, и этой работой можно гордиться, а не стыдиться.

Реформы

Все реформы обществом воспринимаются тяжело. Если ваша реформа воспринимается хорошо - это псевдореформа. Мы хотим построить новый институт, а не косметически что-то изменить. Мы хотим, чтобы изменились правила игры. В первую очередь, в системе публичных закупок. Это не всегда бывает легко и безболезненно.

Например, всем нравятся новые полицийские: они классные и молодые, разговаривают на иностранных языках, к ним можно обратиться за помощью, они не будут требовать взятки. Класс! Но в то время, когда они тебя штрафуют за парковку не по правилам - это уже не "класс"?

Настоящая реформа требует перестройки поведения. Это же касается закупок. Все вроде за ProZorro, но затем начинают искать для себя обходные пути: "Прозрачность - это, конечно, хорошо, но как мне поддержать местного производителя, который еще и по "странному" стечению обстоятельств мой брат?". Я говорю: "Никак". В тендере должен побеждать лучший, а не тот, кто ближе к заказчику.

ProZorro

Система публичных закупок ProZorro построена за счет доноров. Все кто, хочет, чтобы Украина жила богато и честно, конечно, ее поддерживают.

Ее поддерживают также иностранные институты: они заинтересованы в том, чтобы деньги в стране не транжирились, шли на нужды общества, а не на строительство очередных вилл.

Мы даем людям реальный инструмент, чтобы сэкономить на закупках. Эта реформа популярна, потому что дает результат.

С практической точки зрения, мы хотим повысить конкуренцию в тендерах. Конкуренция ведет к снижению цены, повышению качества закупок и, как следствие, получению экономии. Если поставщики нам не доверяют и скептически воспринимают, то конкуренция не будет расти, никакой экономии не будет. Какую бы ИТ систему мы не построили, она не даст эффекта, если ею не будут пользоваться. Поэтому, собственно, то, что я делаю в социальных сетях - это еще и определенный элемент подотчетности, коммуникации и возможности любого, кто считает, что он обижен, написать мне. Это очень важно.

Вся реформа базируется на работе волонтеров. Государство не платит рыночные зарплаты и не может это делать. Все, что мы делаем - опираемся на работу людей, которые пришли помогать стране. Поэтому мы очень благодарны волонтерам и много работаем над тем, чтобы эта система зависела от благотворителей, которые готовы жертвовать свое время на проведение реформ.

Мир онлайн

Все переходит в электронную форму не потому, что это какая-то магия, а потому, что это эффективно. У нас очень низкое качество государственного управления, т. к. все организовано очень примитивно. Когда я пришел в правительство, для меня был самым большим удивлением, что никто мне не пишет эмейлы.

Я привык, что мне ежедневно поступает по 100 эмейлов, а тут - тишина. Тебе пишут одно письмо в день. Потому что люди общаются служебными записками, проводят совещания, которые они созывают на определенное время. Мы изменили эту ситуацию не потому, что это некомфортно, а потому что это неэффективно. Даже на самых простых примерах: мы переводим административные услуги в онлайн. Это удобнее всем: удобнее и человеку, который пользуется этими услугами, и чиновнику, который тратит время на абсолютно механическую работу.

Общество и государство

Что можно сделать, чтобы ускорить реформы? Надо идти в государственные органы. Чем больше эффективных команд будет в органах власти - тем больше мы будем относиться к государству, не как к чему-то постороннему, что нам только вредит и нам надо держаться от него подальше. Мы будем понимать, что государство - это просто объединение нас как людей для того, чтобы выполнять определенные общественные функции.

Наполеон сказал, что Бог любит большие батальоны. Это означает, что над любым большим делом должны эффективно работать многие. Если бы над реформой государственных закупок работало вместо сотен лишь десятки, то мы бы делали ее еще несколько лет. Потому что надо физически много сделать: написать десятки тысяч строк кода, провести сотни тысяч мероприятий по всей стране, работать с заказчиками, строить риск-менеджемент и делать кучу других дел. Чем больше людей у?? нас будет - тем больше можно будет воплощать реформ.

Каждый раз, когда вы находите "зраду", это не повод для того, чтобы опустить нос и начать кого-то презирать, а наоборот, это - инструмент борьбы. ProZorro - это не магическая система, которая с коррупционера делает честного человека. Это инструмент прозрачности, в котором вы можете проверить и найти "зраду". Раньше у вас такого инструмента не было: каждый потенциальный нарушитель знал, что шансов, что его поймают, почти ноль. Если он будет знать, что этот шанс есть, хотя бы 10-15%, то наверняка трижды подумает, стоит ли это делать. Поэтому помогайте искать "зраду" в закупках, а мы будем на нее реагировать.

Валерия Малицкая.

Голосуйте в июле за лучшего Lifestyle-блогера Украины здесь!

Нефедов: Пришельцы с Марса в Украине - это миф о власти и народе


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх