Что станет с лондонскими банкирами?
Около 350 тысяч человек работают в Лондоне в финансовом секторе, генерируя четверть ВВП Великобритании. Но Brexit лишит Лондон сегодняшних преимуществ, и банки могут задуматься о переезде.
Не важно, начали ли крупные международные банки в Лондоне уже задумываться о переезде на континент или еще хотят подождать: с учетом предстоящего выхода Великобритании из ЕС лондонский Сити и его финансовый район Canary Wharf все больше теряют привлекательность для успешных и избалованных миллионными бонусами банкиров. В среднесрочной перспективе в финансовой сфере Великобритании может быть сокращено до 100 тысяч рабочих мест - таков мрачный сценарий, составленный консалтинговой группой PwC.
До сих пор одним из самых весомых аргументов в пользу лондонского Сити был так называемый "passporting" - "паспортизация", которую британцы выторговали у ЕС в ходе долгих и жестких переговоров. Суть этого механизма, которым очень охотно пользуются прежде всего швейцарские и американские банки, заключается в том, что они могут продавать собственные финансовые продукты из Лондона по всему ЕС. При этом им достаточно соблюдать довольно либеральное законодательство Великобритании, игнорируя более строгие законы на континенте.
Еще один приятный побочный эффект, в особенности с точки зрения инвестбанков из США: открывая свои представительства в Лондоне, гиганты вроде Goldman Sachs или JP Morgan могут легко обойти жесткие законы, регламентирующие рынок труда в Германии или Франции. Но после выхода Великобритании из ЕС этой практике придет конец.
Преимущества "паспортизации"
"Когда Великобритания покинет ЕС, то и лондонский Сити больше не сможет сохранить преимущества "паспортизации", - поспешил заявить глава французского центробанка Франсуа Вилеруа де Гало в интервью радиостанции France Inter.
Лондонских банкиров ждет вынужденный переезд на континент?
Никто всерьез не считает, что за короткое время тысячи рабочих мест перекочуют из Лондона во Франкфурт-на-Майне, Париж или Дублин. И, тем не менее, после Brexit для американского финансового сектора или крупных швейцарских банков больше нет смысла выбирать Лондон в качестве европейского плацдарма. Кроме того, после выхода Великобритании из ЕС, финансовая политика Евросоюза будет в значительной степени сконцентрирована вокруг евро, полагает Джонатан Хилл.
В интервью изданию Financial Times подавший в отставку европейский комиссар по финансовой стабильности исходит из того, что в будущем в регулировании финансовых рынков будут преобладать более строгие немецкий и французский подходы. Джонатан Хилл убежден, что в отсутствие противовеса с британской стороны жизнь финансового сектора в Лондоне станет более сложной. Планы по созданию единого европейского финансового рынка также теперь во многом будут отражать интересы еврозоны, считает Хилл.
Огромные финансовые потоки
"После выхода Британии из ЕС власти еврозоны больше не станут терпеть того, что значительная часть финансовых операций проводится за границей", - подчеркнул недавно Кристиан Нойер, бывший вице-президент Европейского центрального банка (ЕЦБ).
Вот уже долгое время ЕЦБ предпринимает попытки взять под контроль глобальный бизнес по торговле процентными фьючерсами (обязательствами приобрести или продать в условленную дату финансовый инструмент, цены на которые зависят от процентных ставок, к примеру, облигаций или депозитов. - Ред.). По оценкам Банка международных расчетов (БМР), примерно половина подобных сделок, общий объем которых достигает 383 трлн евро, проходит через дочернюю компанию Лондонской фондовой биржи.