Счетная палата: треть экспертов «Сколково» оказались владельцами получивших гранты стартапов
Счетная палата РФ в ходе проверки выяснила, что треть членов грантового комитета фонда «Сколково» напрямую связаны с компаниями, претендующими на получение гранта. Всего ведомство выявило нарушения при использовании грантов фондом на общую сумму 316,19 млн рублей в период с 2013 по 2015 годы, говорится в сообщении СП.
В 2013-2015 годы фонд «Сколково» в рамках системы внутреннего контроля проверил 121 участника проектов, получивших грантов на сумму более 7 млрд рублей - это 73% от общей суммы выданных грантов, говорится в сообщении СП.
Ведомство выяснило, что пять из 15 членов грантового комитета «Сколково» напрямую являлись либо учредителями, либо руководителями компаний, претендующих на статус участника проекта или получение гранта.
«При этом процедура организована таким образом, что при полном соблюдении установленных требований, механизм выбора получателя гранта не позволяет исключить возможность преимуществ для компаний, связанных с членами грантового комитета», - отметили в ведомстве.
СП рекомендовала фонду доработать механизм выбора получателя гранта, чтобы сделать его более прозрачным и обоснованным.
Помимо этого, ведомство выяснило, что около трети компаний участников «Сколково», получивших по итогам 2014 года выручку, принадлежат иностранным юрлицам, а значит, часть их прибыли могла быть направлена в офшоры.
В то же время в СП отметили, что в целом фонд «Сколково» достиг большинства целевых показателей, установленных программой. Например, показатель выручки компаний-участников проекта, полученная от исследовательской деятельности, превысил запланированный уровень в 2013 году более чем в семь раз, в 2014 году - почти в 8,5 раза, в 2015 году - более чем в восемь раз.
По данным самого фонда, более 90% от поданных заявок зарегистрированы как объекты интеллектуальной собственности, то есть на них выданы патенты. При этом в СП подчеркнули, что отследить дальнейшую судьбу этих патентов не всегда возможно из-за «недостаточности механизмов оценки их реализации и отсутствия развернутой статистической информации».