Татьяна Лампика: по пути в Европу не забудьте выбросить мусор
Самый «зеленый» и экологически чистый кандидат в ВР по 27 округу Татьяна Лампика идет в нардепы, чтобы отучить мусорить всех - от простого обывателя, до промышленных гигантов. Как она собирается это делать, читайте ниже. - Татьяна, добрый день! Почему вы решили дать интервью на свалке? Татьяна Лампика: Для меня это обычное место дислокации (смеется - ред.). А по большому счету, в маленьких уютных дворах нашего города такие свалки медленно перетекают в балочки, скверики и лесопосадки. То есть мусор не доезжает до полигона, отчего вырастают огромные свалки, с которыми потом все усиленно борются: от районных до городских депутатов, и, вот, в последнее время начало с этим бороться и министерство, и Верховная Рада.
- А результат? Татьяна Лампика: Вы его видите. Зарождение происходит во дворах 27 округа. Люди сделали ремонт, вынесли мусор, и их абсолютно не волнует, что будет дальше с их отходами. С этого все и начинается. Как только мы не донесли обертку от конфеты или окурок до урны, с нас и начинается свалка - стихийная, маленькая, большая.
- Вы считаете, что надо идти в Верховную Раду, чтобы изменить ситуацию в данной сфере? Татьяна Лампика: Я думаю, что и Рада мало что сможет с этим сделать. Максимум - утвердить новые тарифы по штрафам, и мы, наконец-то, будем жить как в Европе, а не платить по 17 грн. Но я не ради этого иду на выборы. Иду, чтобы разобраться и подготовить законопроекты, которые ужесточат контроль над предприятиями, выбрасывающими в атмосферу вредные вещества, сбрасывающими их в реки. Цель - борьба с загрязнителями: от мелких, таких, как мы с вами, до крупных - таких, как «Петровка», «Приднепровка». Потому что на эти предприятия город влиять не может, но он от них зависит. Если «Приднепровка» отключит свет, то город со всем своим давлением ничего сделать не сможет - потому что без света не проживет. А Кабинет министров или Верховная Рада могут заставить.
- «Приднепровка» останавливалась, но свет, я помню, был. Татьяна Лампика: Когда были разборки с долгами, они выключали свет Горводоканалу.
- Но это не они, а ДТЭК. Татьяна Лампика: Это не имеет никакого значения - хозяин у них один.
- То есть вы идете в Верховную Раду, чтобы штрафовать всех, кто пакостит, со страшной силой? Татьяна Лампика: Если утрированно, то - да.
- Ясно. И придет к нам счастье. Но при этом вы сами - директор ООО «Днепропетровская топливно-энергетическая компания». Чем она занимается, и как вы успеваете и на свалках побывать, и руководить? Татьяна Лампика: Компания уже не работает, а я являюсь человеком, который занимается сдачей отчетов. Предприятие было создано совместно с белорусской фирмой «Активест» с целью доставки дизельного топлива в Украину. Была некая бизнес-схема с лицензией на переработку топлива. Но, к сожалению, мы это делали в 2012-2013 гг., при коррумпированной власти. Поэтому бизнес не работал сам по себе. Были сделаны документы, разрешения, аккредитация на железной дороге, и так далее, но запустить бизнес не получилось. Немного поработали, что-то сделали и остановились.
- В коррупционных схемах участвовали? Татьяна Лампика: Нет. И поэтому не запустили компанию. Сказали, что взятку давать не будем. Мы хотели растаможивать топливо в Днепропетровске. В итоге бизнес на чистой волне не получился, и он закончился где-то в 2014 году. «Активест» в состоянии ликвидации в Белоруссии. У меня 25 процентов участия в предприятии с иностранными инвестициями, и сама закрыть фирму я не могу.
- За счет чего же вы живете? Татьяна Лампика: Делаю документы научного характера, учредительно-технические. Вот, вы видите отходы. Я делаю документы, чтобы всем было понятно, что это за отходы, какой химический состав у них, откуда они. Это паспорта отходов, скажем так. Я - технический исполнитель. Назовем это техническим научным трудом.
- Зарплату «наликом» в карман? Татьяна Лампика: Нет, я работаю по трудовому соглашению с заказчиком либо за счет грантов.
- Ваши экологические набеги на предприятия - это рекламная кампания? Татьяна Лампика: Нет, это, наверное, уже стиль жизни. А вообще, - принципиальная позиция. Я считаю, что предприятия должны привести в соответствие с законом всю свою работу, и это будет гораздо дешевле, чем давать взятки. На сегодня я вижу некую лень предприятий, которым почему-то проще заплатить пожарным, инспекции, еще кому-то - за землю. Все это «порешать». В итоге будет то же самое, что сделали бы документы. Официальное оформление, оплата налогов, и все хорошо.
Свалки лично меня возмущают до глубины души. Если мы идем в Европу, то должны отходы донести до ближайшей «мусорки».
- Судя по огромным объемам вашей экологической общественной деятельности, работа у вас занимает мало времени. Потому что некогда? Татьяна Лампика: Получается как. Есть месяц на разработку документации, стоимость которой от 5 до 30 тыс. грн. И таких средств достаточно, чтобы месяц потом ничего не делать и распределять свое свободное время как мне хочется.
- Отлично! И где такому учат? Татьяна Лампика: В институте. А практика - это то, чему учат на местах.
- И как вы освоили такую замечательную работу, позволяющую заниматься общественной деятельностью? Татьяна Лампика: У меня была изначально своя идея. Почему экология? Я хотела, чтобы на территории Днепропетровской области было предприятие по переработке отходов, потому что я занималась машиностроительными, более глобальными вещами. Ко мне пришли инвесторы, мы вроде нашли общий язык. Я, как бизнесмен, спрашиваю: а что у нас с сырьевой базой, что у нас на выходе? Они говорят, мол, не знаем, везде работает, давайте и у вас попробуем. Подход был странный. Говорю им: давайте мы сперва изучим сырьевую базу, которой... оказались отходы.
Таким образом, начав изучать эти самые отходы, промежуточные нюансы, полуфабрикаты, брак, и т. д., оказалось, что многое связано с промышленностью. За год я это все выучила. У меня, во-первых, техническое образование. Я - технолог плюс эколог, поэтому быстро во всем разобралась.
А пока изучала сырьевую базу для этого производства, получилось так, что попутно начала делать вот эти документы, видя образец, методом проб и ошибок. Оказалось, что для человека с высшим образованием это несложно. В итоге я сейчас достаточно хорошо оплачиваемый специалист. И работа мне нравится, она даже в какой-то степени хобби для меня.
- Это просто прекрасно. И избыток свободного времени привел вас в политику? На прошлых выборах вы шли под флагом «УКРОПа». Татьяна Лампика: Да, меня подкупило название. Я была в Киеве на первом собрании - даже не партийном. Туда позвали абсолютно всех-всех-всех. Было много волонтеров - из Одессы, Винницы, Тернополя. Короче, людей, которых я и не знала. Мы туда поехали с Хазаном и Ангурцом - известными днепропетровскими экологами.
Тогда Корбан говорил: «Давайте это будет не партия - хотя как в таком случае идти на выборы? - а что-то патриотическое».
- И зеленое. Татьяна Лампика: Да. В итоге получилась партия «УКРОП». Тогда все это звучало возвышенно и правдоподобно. А когда пришли к власти... Ожиданий было гораздо больше. А хотелось же свернуть горы.
- А потом Борис Филатов вас забанил в «Фейсбуке». Татьяна Лампика: Да. Потому что оказалось, что ливневки, может, и нужны, но очистные сооружения никто ставить не хочет. Разбираться с «Приднепровкой» тоже не интересно, потому что получаются неприятности по отключению света. Горводоканал вроде как наш, но бог его знает, что с качеством воды. И так далее и тому подобное. Там остров отходов, там свалка - непонятно, от кого, а там - полигон, где кто-то что-то сортирует... В общем, неприятно. То есть полный бардак.
- Говорят, вы очень сильно настаивали, чтобы стать начальником управления экологии? Татьяна Лампика: Наоборот - меня очень сильно настраивали, чтобы я стала им. И я отбивалась, серьезно. Первый раз мне предложили стать начальником, когда Меленчук еще был, я две недели не соглашалась, говорила, что надо найти альтернативу, обещала с этим помочь, подсказать, где и какие проблемы. Написала городскую экологическую программу.
Потом мне говорят: давай будешь замом у Подлубного? Я сказала, что не хочу быть чиновником, мне это не интересно. Поставили Подлубного. Потом пришел Дмитрий Погребов. Я принесла ему свои предложения. Он говорит: «Так, все, ты будешь начальником управления». Я ответила, что Борис Альбертович не очень к этому склонен. Он говорил, дескать, что у нас есть другие кандидатуры, а ее не надо ставить, будет Подлубный, он как-то там отличился.
- В итоге стал Головаха.
Татьяна Лампика: Я все-таки подала документы в отдел кадров, - уломали. Но потом что-то не сложилось. Возможно, виной - мое резкое высказывание, потому что Дмитрий говорил, что ему сложно уговорить Бориса Альбертовича на мою кандидатуру - он считал, что я слишком импульсивная, кажется.
- Вы уже были у него в «бане»? Татьяна Лампика: Нет, он меня забанил уже потом, когда было решение, что 120 млн. грн. на парки не выделять. И это тоже повлияло на то, что я не стала начальником управления. Я пошла по всем кабинетам, начиная с Дмитрия Погребова, Михаила Лысенко. Говорила: ребята, вы не можете потратить 120 млн. грн. на парки, потому что это - заповедный фонд...
- Так и произошло. Татьяна Лампика: Да, так и сложилось: решили, что меня не надо ставить начальником управления, поскольку... не знаю, почему... неуютно!
- А программу хоть приняли? Татьяна Лампика: Приняли. Бюджет под нее тоже я защищала. Два часа Миллеру объясняла, зачем то или другое. И структура управления экологии - это то, что я написала. Деньги были заложены на очень хорошие проекты: чтобы сделать прибрежно-защитную границу, инвентаризировать все зеленые зоны в городе. Просто - берите и делайте. Но на сегодняшний день, знаете... Когда ты складываешь, а потом кто-то руководит, есть какие-то сложности для адаптации.
К сожалению, прошло полгода, ничего не сдвинулось никуда. Мы заложили полмиллиона, чтобы составить техническое задание под мониторинг.
- Программу приняли, а ничего не делается? Татьяна Лампика: Они не совсем понимают, может быть, нет команды, я не знаю, что у них там происходит внутри.
- Не сложилось. Татьяна Лампика: Потихонечку они двигаются. Но очень потихонечку.
- Беда... После нашей встречи вы собираетесь ехать на Игрень. Там люди выходили с транспарантами с вашим именем, но как-то немного с негативным оттенком. Татьяна Лампика: Да, это было на Диброва. Сначала был мирный пикет, 2 июля же отмечали День защиты реки Днепр - это международный праздник. Вышли с представителями Днепропетровского района и под ОГА. А написано было о том, чтобы прибрежная зона не застраивалась. Но, так как в Диброво сейчас повышенная активность застройки... То есть господин Микунов... Это глава сельсовета, который там находится, у него роскошная вилла. Он выделил непонятно какие участки под застройку. Теперь доходят слухи, что он придумал гостиничный комплекс на берегу Днепра - возле сельсовета. Он воспринял это по-своему, решил, что меня купил карьер, и специально мы приехали с целью провести пикет.
На самом деле глупый выпад был, потому что в чем логика? Для меня непонятно, например.
- Даже непонятно, как отвечать?
Татьяна Лампика: Да, поэтому я спокойно дала интервью, прокомментировала происходящее. Я была готова подискутировать на эту тему. Наоборот интересно. Давайте поговорим.
- Недавно в «Фейсбуке» разгонялся скандал, что Лампика - мошенница, какое-то торговое оборудование купили или нет, денег не дали... Татьяна Лампика: Было дело. Мальчик написал. Не помню, в каком году - в 2009-ом, в 2010-ом, наверное, мне нужно было торговое оборудование - шкафы с полками. Я нашла их по объявлению в Сети. Мы приехали, все было в сложенном виде в гараже - уже год где-то. Договорились о том, что я плачу 2 или 4 тысячи, привожу на место, собираю, и он получает эти деньги. Как ответственный человек я написала расписку, дала копию паспорта, чтобы продавец не переживал. Мы товар привезли, и по факту оказалось, что дорогая подсветка, дверцы и петли на них, полки и держатели отсутствуют. А это специфическое оборудование. Ящики были выломаны, салазки на место не становятся. То есть все это нужно было заново покупать.
Я его тогда попросила приехать разобраться либо забрать это все и вернуть мне деньги. А! Еще тысячу заплатила за сбор, перевозку, разгрузку. Он приехал, когда меня не было. Посмотрел с моей сотрудницей, что да как. И сказал, что вернется в пятницу забрать. Вот эта пятница продлилась шесть лет, а в итоге он объявился в «Фейсбуке».
- Печаль. А сейчас-то хоть забрал? Татьяна Лампика: Нет, он так же пропал, как и появился.
- Если вы идете с программой обложить всех штрафами, думаю, вам победа гарантирована. Люди же очень любят платить штрафы. Татьяна Лампика: Люди вообще не хотят ни за что платить. Но при этом хотят, чтобы все везде было красиво, чисто, порядок был, и за ними убирали мусор.
- Когда победите, в какую фракцию войдете?
Татьяна Лампика: Ближе всего мне по духу «Самопомощь». Какие-то они самые «зеленые».
- Внезапно! Татьяна Лампика: Нет, я уже об этом говорила. Они - самые «зеленые» из «зеленых». Объясню - почему. Многие законопроекты экологического характера готовятся именно фракцией «Самопомощь». Так что имеет смысл присоединится к ним, к фракции, которая уже что-то делает. Это было бы просто логично. А пока у нас, как Европе, фракции «зеленых» нет. У нас почему-то это немодно, что ли.
- Что ж, удачи вам! Татьяна Лампика: Спасибо!