Углубление Южного Буга. Кто и почему против
Как мы сообщали, компания «НИБУЛОН» реализует в Николаевской области масштабный инфраструктурный проект, который включает в себя расчистку русла и углубление Южного Буга, строительство современного перегрузочного комплекс возле Вознесенска и строительство на судостроительном заводе «НИБУЛОН» буксиров и несамоходных судов, спроектированных для перевозки зерна и других грузов. Общая стоимость этого инвестиционного проекта - 30 млн. долларов. Проект находится на последнем этапе реализации - терминал уже принимает зерно нового урожая, а по реке - пока до Новой Одессы - уже движутся караваны из буксиров и барж, груженых зерном.
- Ко мне обратилось руководство «НИБУЛОНа» для того, чтобы привлечь органы местного самоуправления для изучения той информации, которая была изложена в интернете, в частности, в Фейсбуке. Больше никаких фактов нигде показано не было, никаких заявлений от общественности или заявлений в правоохранительные органы тоже не было. Сегодня мы создали рабочую группу из депутатов всех уровней. Это депутаты областного совета, районного совета, городской голова Вознесенска, депутаты сельсоветов, которые хорошо знают ситуацию - и как представители общественности, чтобы любые экологические процессы контролировались не только органами исполнительной власти и представителями общественности, а именно органами местного самоуправления. Поскольку согласования на эти стройплощадки выдавались районным советом, сельскими советами и теми смежниками, которые являются пользователями земельных участков. Сейчас мы знакомимся с документами, потом будет вывод рабочей группы. Сегодня действительно есть проблема, когда информируют несколько интернет-сайтов о какой-либо якобы проблеме, и к сожалению, сегодня законодательство не может привлечь людей к ответственности за неправдивую информацию. Что сегодня нужно констатировать: проект согласован, он проходит все стадии реализации, в процессе реализации нарушений нет, - сказала Виктория Москаленко.
Все оригиналы разрешений, согласований и выводов представители «НИБУЛОНа» привезли с собой, чтобы все желающие сами смогли убедиться в подлинности документов. В их числе - согласование на проект Министерства экологии и Министерства инфраструктуры Украины. Кроме того, Госводагенства и Госрыбагенства, Госгеонедр и т. д.
Надо отметить, что Южный Буг входит в перечень внутренних судоходных путей Украины. Не весь, но его судоходный канал длинной 134 км от г. Николаева до с. Александровка. А значит, государство (!) должно обеспечить наличие гарантированных глубин. Проект «НИБУЛОНа» был разработан для улучшения судоходных условий на судоходном отрезке длинной 102 км от г. Николаева до г. Вознесенска и предусматривает углубление пути Николаев-Новая Одесса до 2, 9 м и Новая Одесса - Вознесенск до 2,65 м. Но государству все время было не до проекта. Оно от него не отказывалось, понимая его необходимость и осознавая экономический эффект, но ни расчистки русла, ни дноуглубления никак не начинало. И «НИБУЛОН» решил начать эту работу за собственный счет и собственными техническими средствами.
Проект разбили на две части и начали с так называемого щадящего варианта - с дноуглубления до 2,4 м вместо 2,9 м на участке от Николаева до Новой Одессы и до 2,3 м вместо 2,65 на участке до Вознесенска. Таким образом, объемы выемки донных грунтов и ила соответственно уменьшились. Для того, чтобы работать уже сейчас, при щадящем дноуглублении, «НИБУЛОН» разработал специальные проекты несамоходных судов с малой осадкой - для Южного Буга, с осадкой 2,3 и 2,4 м и буксиры.
Все работы были согласованы с сельскими советами и их исполкомами, в каждой сельской общине проведены общественные слушания.
Надо сказать, что у общественности приречных сел было не только много вопросов по этому проекту, но и своих предложений. В частности, они просили попутно расчистить береговые причалы, лодочные станции, помочь им благоустроить зону отдыха не берегу реки, и «НИБУЛОН» обязался все это сделать, выдав предварительно сельским общинам гарантийные письма о своих обязательствах.
Городской голова Вознесенска Виталий Луков также полностью поддерживает деятельность "НИБУЛОНа" и не верит в искренность блогера:
- Есть ли тут тот блогер? Нет? Тогда, я думаю, больше ничего не нужно объяснять. Я не хотел бы даже говорить о социальных аспектах. В первую очередь я подчеркну, что экономика является базой развития любой территории. И только потом можно говорить о социальном развитии и развитии инфраструктуры. Сейчас ставить преграды тем, кто за собственные средства делает то, что должно делать государство, имеется ввиду обеспечение речного транспортного пути, который является самым дешевым из всех транспортных путей, но теперь бизнес взялся делать то, что должно делать государство. Внешние враги не такие страшные, как эти внутренние доброжелатели. Я от имени общины города имею право говорить о том, что каждую неделю мы узнаем о новых планах «НИБУЛОНа». Мы не ставим заранее никаких условий. Пусть сначала бизнес встанет на ноги, а потом он уже нам поможет, исходя из своих возможностей, своей работой и деятельности Генеральный директор компании Алексей Вадатурский не раз говорил о том, что как только на полную мощность заработает элеваторный комплекс, Вознесенск получит возможность восстановления пассажирских перевозок по Южному Бугу от Вознесенска через Новую Одессу до Николаева. Это прекрасный транспортный и туристический маршрут. Это возможность для жителей сел правого берега реки приплывать, добираться до центрального рынка Вознесенска со своей сельхозпродукцией. Потому что автотранспортам жителям другого берега до Вознесенска добираться долго и сложно. Кроме того, есть план по освещению автодороги от Прибужан до Вознесенска за счет «НИБУЛОНа». Планируется строительство велодорожки и реализация других социальных аспектов, которые свойственны такому мощному и социально ответственному бизнесу, как «НИБУЛОН». Поэтому повторю, если тут нет людей, которые хотят не разобраться, а обвинить, чтобы, возможно, потом что-то требовать, то не стоит тратить на них время людей, которые действительно работают на благо своей державы и на благо своего народа, - считает мэр Вознесенска.
Если государство начнет участвовать в дноуглублении и возьмется за реализацию второй части проекта, судоходство можно продлить до Александровского водохранилища, как было раньше, тогда и карьеры смогут перевозить свою продукцию водным путем, не загружая и не разбивая дороги. Всего в Вознесенском районе 5 сельских советов, в границах которых размещается вынутый грунт. В основном, это песок. Поэтому по просьбе, например, Прибужановского сельского совета на месте намывных полей будет проведена рекультивация и оборудована зона отдыха у реки для местных жителей и жителей Вознесеснска. В других сельсоветах, по их желанию, после рекультивации территория расположения намывных грунтов будет засеяна многолетними травами - для пастбищ. Всего в зоне дноуглубительных работ 5 сел в Вознесенском районе - это Новогригорьевка, Дмитриевка, Прибужаны, Яструбиново и Дорошовка, два в Новоодесском - Гурьевка и Баловное и 3 в Николаевском районе - Константиновка, Ковалевка и Кирьяковка.
Что касается выгод от расчистки русла реки, то в «НИБУЛОНе» считают, польза будет не только компании, жителям прибрежных сел, аграриям и инфраструктуре Николаевской области. Дноуглубление позитивно скажется и на самой реке. Увеличится глубина Южного Буга, не будет такого прогрева воды, а значит, улучшатся условия для воспроизводства рыбных запасов.
И жители прибрежных сел уже видят эти перемены. Бабушка пришла к реке с внуками, говорит, что в этому году вода уже настолько чистая, что и детишек в нее пускать не страшно. А за последние десять лет Южный Буг зарос и обмелел, хотя во время ее молодости, утвеждает местная жительница, реку всегда чистили.
Ее полностью поддерживает односельчанин Валерий. Он рассказал, что пока "НИБУЛОН" не начал чистить реку, все заросло водорослями, вода стояла, течения не было. Вонь была - к берегу не подойти. Теперь и течение появилось, и даже рыба весной. А будет еще лучше, потому что реку надо чистить.
Однако представительница общественной организации «Экологический центр Украины» Антонина Галкина с местными жителями не согласна:
- Ситуация 60-х годов, когда расчистка русла реки помогала судоходству и всему остальному, диаметрально изменилась. Это изменение климата, катастрофически уменьшилось количество воды, попадающей в нижнее течение Южного Буга. Повышение уровня в Александровском водохранилище приводит к тому, что воды поступает меньше. В чем негатив углубления русла. В том, что поскольку воды поступает меньше, будет подтягиваться вода из лимана. Будет засоление воды в Южном Буге, засоление огородов и полей, ухудшение качества воды в колодцах.
Но слова общественницы опроверг начальник Южнобугского бассейнового управления Сергей Письменный:
- Считаю, что обвинения в том, что после дноуглубления вода в реке ухудшилась, беспочвенны. Наша лаборатория проводит мониторинг качества воды в Южном Буге в течение 30 лет. И по 36 показателям ни в этом месяце, ни в прошлом, ни с начала дноуглубительных работ не ухудшились. По расчистке русла все сделано в соответствии с действующим законодательством, это может только позитивно содействовать тому, что речка расчищается.
Полностью поддерживает деятельность «НИБУЛОНа», в том числе и по расчистке русла реки, и Бугский сельский голова Александр Кучер:
- Когда мы в конце 2011 года общались с генеральным директором «НИБУЛОНа» Алексеем Вадатурским, и он показывал планы, рассказывал, что здесь будет, честно скажу, не особо верилось. Но когда началась работа, вырастало все, как в сказке. Я хотел бы сказать в ответ представительницы экологической организации: мы можем заговорить любое доброе дело. Наверное, это уже стало традицией. Но добро идет впереди и добро побеждает. «НИБУЛОН» - не какая-то маленькая коммерческая организация, это предприятие государственного масштаба, которое здесь будет работать на весь север Николаевской области. Для нас это будет очень большое дело - в плане уплаты налогов, в плане социального партнерства. Когда еще даже не начали работать, а уже в рамках социального партнерства, в рамках договора мы уже получили более 500 тыс. грн. Это все наша социальная сфера. Значит, у нас будет уверенность в том, что нам будет за что содержать наш детсад, нашу амбулаторию, наши коммунальные предприятия, нашу инфраструктуру. Это предприятие серьезное, оно будет работать не только на себя, но и на общины тех сел, на землях которого размещен этот объект. Я хочу пожелать и предприятию выдержать эту атаку и давление. Я вырос на этой реке, я видел, как она превращается в болото, и честь и хвала «НИБУЛОНу», что пойдут по нашему Южному Бугу суда, баржи, буксиры, речка снова оживет, и рыба появится, будет что ловить.
Обозримого вреда для экологии от дноуглубительных работ не увидел и исполняющий обязанности начальника управления экологии и природных ресурсов Николаевской ОГА Дмитрий Мац:
- Сегодня направление движения Украины - это устойчивое развитие. Оно предполагает, что экономическая, социальная и экологическая составляющая должны быть в консенсусе и согласовываться друг с другом. Любая экономическая деятельность причиняет какой-то ущерб окружающей среде. Абсолютно любая. Для нас, экологов, важно, чтобы, во-первых, это воздействие было допустимым, не было необратимым, и чтобы те негативные последствия, которые причиняются, были компенсированы. Экологическим налогом, работами, которые проводятся по залужению, рекультивации, залеснению и зарыблению. Но судить обо всех этих вещах можно только по готовому объекту. Сегодня, по сути, мы находимся на стройплощадке. И во время реализации проекта контроль осуществляется со стороны заказчика через технадзор - за соответствием проекту того, что происходит. Со стороны экологической инспекции и той же общественности. Сегодня «НИБУЛОН» хочет показать, как они реализуют проект, насколько он соотносится с теми условиями, которые были в этих местах. Я считаю, что на сегодняшний день воздействие достаточно допустимое, и я на сегодняшний день не вижу необратимых последствий для окружающей среды.
В этот же день депутаты разных уровней впервые побывали на новом терминале «НИБУЛОНа» возле села Прибужаны. Они ознакомились с технологией выгрузки зерна, узнали о том, насколько высокие экологические требования «НИБУЛОН» заложил в этот объект, на котором установлены новейшие очистные сооружения, автономный противопожарный резервуар и так далее.
После посещения терминала все желающие могли посмотреть, как выглядят намывные поля возле Баловного - там, где дноуглубительные работы уже закончились.
Как пояснила начальник отдела окружающей среды «НИБУЛОНа» Алла Изместьева, здесь донный грунт представляет собой, в основном, ил. Она рассказала, что представители компании «НИБУЛОН» сами проводили исследования влияния дноуглубления на окружающую среду. Она также подтвердила намерения «НИБУЛОНа» пока остановиться на первом этапе дноуглубительного проекта.
- «НИБУЛОН» хочет восстановить ее судоходное качество на протяжении 102 км. Первоначально предполагалось углубление дна на участке от Николаева до Новой Одессы до глубины 2,9 м, на участке от Новой Одессы до Вознесенска - до 2,65 м. Но поскольку государство нас не поддержало, хотя это прямые функции Мининфраструктуры - следить за судоходными путями судоходных рек - «НИБУЛОН» вынужден был самостоятельно, за свои средства начать эти работы. Мы сейчас реализуем первый этап проекта. Он заключается в углублении дна на участке до Новой Одессы до 2,4 м, на участке до Вознесенска - до 2,3 м. Это позволило, во-первых, сократить объемы донного грунта, который мы поднимаем, в 10 раз. Что, естественно, сократило и влияние на реку, на экологическую ситуацию. Потому что береговых отвалов стало меньше, соответственно удешевились и работы. Сейчас мы находимся в Баловном, на отработанно береговой карте намыва. В этой части реки донный грунт представляет собой ил.
В Вознесенске ситуация другая - там, в основном песок. Мы искали места, где нет нерестовищ, где нет заповедного фонда, за границами населенных пунктов. Все карты согласованы с местными органами власти, проект прошел согласовательную процедуру в центральных органах власти. Все согласования мы получили, прошли тяжелый и тернистый путь с 2009 года по 2015 год, когда начали реализацию проекта. Всего получили 47 разрешений.
Алла Изместьева рассказала также о том, что больше всего недовольными дноуглублением оказались... браконьеры - буксиры «НИБУЛОНа» срывали их сети, которые перегородили всю реку.
- Да, на буксиры даже пришлось ставить специальные щиты для защиты двигателей. Экипажам наших судов угрожали.
Отношение браконьеров к судоходству, которое мешает их незаконному промыслу на Южном Буге, понятно - движение судов по реке лишает их преступных прибылей. А жители области, которые честно хотят работать, понимают: восстановление судоходства - это уникальная возможность для экономического роста региона, для повышения деловой активности, для того, чтобы и у нас, как в США, Беларуси и других странах Европы реки заняли свое достойное место и стали основными транспортными артериями страны. Именно этим и занимается «НИБУЛОН» - самостоятельно, без поддержки со стороны государства. А значит компания имеет право на защиту, чтобы оградить себя, в том числе, и от самодеятельных экологов. А поддержка общественности добавит коллективу компании сил для реализации новых, полезных каждому из нас, проектов.