Солидарность НАТО в эпоху Путина
В начале текущего месяца ОБСЕ сообщила, что повстанцы на востоке Украины, которых, как хорошо известно, поддерживает Россия, перебросили тяжелую технику, в том числе танки и другие военные машины, в город Марьинка накануне крупного натиска. Позднее ЕС назвал атаку с человеческими жертвами, которая за этим последовала, самым серьезным нарушением февральского Минского соглашения.
Поскольку дерзкая и открытая агрессия Владимира Путина продолжается, не ослабевая, даже перед лицом подписанного перемирия, нельзя исключать, что российский президент в определенный момент вздумает проверить решимость НАТО на прочность - ослабит внутреннюю стабильность в одной из стран НАТО или совершит похожий набег на восточные оконечности какой-то союзной страны.
Статья 5 Устава НАТО гласит, что вооруженное нападение на одного или нескольких членов альянса будет расценено как нападение на всех. Но "в последнее время Путин прибегает к гибридному типу ведения войны, который эксплуатирует представление, что война не является войной, пока нет ожесточенных боев между частями регулярных армий. Достаточно вспомнить о тактике в Крыму и на Восточной Украине.
Россия также повышает предполагаемую цену ответных мер для Запада. Неслучайно российские официальные лица вновь и вновь упоминают о ядерном потенциале России. В подтексте - сигнал, что если НАТО выступит в защиту какой-то восточноевропейской страны, то оно должно готовиться к ядерной эскалации.
НАТО необходимо четко заявить, что любые посягательства на стабильность, целостность и безопасность его государств-членов, как обычными, так и гибридными средствами, будут расценены как атака на общие интересы и повлекут за собой надлежащую общую реакцию.
Также альянс должен сохранить в странах Балтии наземные контингенты (военнослужащих и технику) и продолжать текущие операции в воздухе.
Россия пытается запугать европейские страны, чтобы повлиять на их курс в сфере безопасности, ограничить влияние США и процесс расширения НАТО.
Крайне важно, чтобы НАТО не отказывалось от расширения, а некоторые страны-партнеры, в том числе Швеция, попросили принять их в альянс. Усилия России по расколу трансатлантического сообщества должны возыметь обратный эффект - сделать его более сплоченным.