Как полиция покушение на убийство на нищего хотела повесить
Мелитопольский горрайонный суд оправдал подозреваемого в покушении на умышленное убийство. Мужчину подозревали в том, что он едва заживо не сжег водителя в молоковозе. Однако все доказательства следствия пошли в незачет из-за того, что правоохранители нарушили права обвиняемого. Едва не сожгли заживо
Резонансное и дерзкое преступление произошло в Веселовском районе в сентябре 2014 года. Тогда среди ночи неизвестный вооружился двумя коктейлями Молотова и напал на молоковоз. Одна из бутылок с зажигательной смесью попала как раз в кабину. Водителю "ГАЗ-53" удалось выпрыгнуть из горящего авто. От преступника он чудом сбежал полями. Укрылся мужчина у своей знакомой в ближайшем селе. В результате нападения он получил ожоги до 10 % поверхности тела. А молоковоз завода, на котором работал водитель, был сильно поврежден. Ущерб предприятия составил свыше 32 тысяч гривен.
В суде водитель рассказал, что в ту ночь ему загрузили молоковоз и поставили туда еще два ящика с банками сгущенки. Ехал он по обычному маршруту за приемщицей в направлении села Николаевка. Как вдруг увидел два огнища. Когда притормозил, заметил человека в балаклаве. Он зажег что-то в руке и бросил в молоковоз. Бутылка попала в лобовое стекло, разбилась и упала на пассажирское место. Кабина загорелась. Водитель притормозил и выпрыгнул из горящего авто. Услышал мужской крик: "Стой, убивать буду!" и три хлопка. Принялся бежать, что есть силы, в соседнее село Мусеевка, где жила его знакомая. Он понимал, что ночью незнакомцу дверь никто не откроет, поэтому около 5 км сломя голову бежал полями. От знакомой сразу позвонил в полицию и на молокозавод.
Нищего записали в подозреваемые
Подозреваемого в покушении на умышленное убийство нашли быстро. Им "назначили" местного жителя. В день происшествия при себе у него были нунчаки собственного производства. Позже во время обыска в доме мужчины нашли бутылки с горючим. Его обвиняли в незаконном хранении и изготовлении холодного оружия; в покушении на умышленное убийство, совершенном опасным для жизни людей способом по хулиганским мотивам; а также в умышленном уничтожении чужого имущества.
Правда, изначально претензии к нему у правоохранителей были только из-за нунчак.
Мужчина жил за гранью бедности. Инвалид третьей группы, он соглашался на любой заработок, чтобы выжить. Два дома, принадлежащие ему и матери (она давно умерла), находились в селе Красавич Веселовского района. Остальные земли облюбовали частные предприниматели. Как пояснил в суде подозреваемый, он зарабатывал на жизнь, помогая селянам по хозяйству. Почти ежедневно вынужден был пешком ходить на заработки в соседние села. Места эти малозаселенные, а потому вокруг развелось много бродячих собак. Чтобы защититься от них, обвиняемый изготовил нунчаки и всегда носил их при себе.
Мужчина убеждал, что инкриминированные ему тяжкие преступления не совершал. Накануне происшествия с молоковозом он находился дома. Около 6 часов утра того дня шел в село Зеленый Гай пасти чужих коров. А уже в 7 часов его задержали правоохранители. Полицейские тогда сообщили, что близ села произошло преступление и, возможно, преступник прячется в его доме. Осмотрев жилье мужчины, правоохранители повезли его в отдел.
Кстати, полицейские утверждают, что их "клиент" нецензурно выражался и не реагировал на их замечания. А потому за неповиновение полиции его задержали на 10 суток. Вот только право на защиту задержанному не разъяснили. А вечером провели обыск в его доме. Там нашли бутылки с горючим. Эта находка убедила правоохранителей, что дело почти раскрыто. Однако сам мужчина пояснял, что горючее ему давали пайщики в качестве платы за охрану их сельхозтехники. Использовал он его для разжигания печи, чтобы готовить еду и обогреваться, поскольку в его доме с 2000 года не было электричества. Эту версию, кстати, подтвердил и свидетель, бывший при обыске понятым. Он отметил, что бутылки стояли на видном месте рядом с печью.
"Расколоть" не удалось
На следующий день задержанный ходатайствовал, чтобы ему предоставили адвоката. К обеду это сделали, однако вечером в отсутствие защитника у его клиента вдруг взяли мазки и обрезали ногти для экспертизы. Право на защиту при этом опять не разъяснили. Сам задержанный не понимал, что происходит что-то из ряда вон выходящее. Подозрение ему вручили за хранение холодного оружия, а спрашивали все время об инциденте с молоковозом.
На третий день ареста к задержанному даже приезжали правоохранители с Запорожья, чтобы проверить его на детекторе лжи. Тогда сделали вывод, что мужчина о своей невиновности не врет. А через 10 суток его наконец отпустили под личное поручительство.
Дело "состряпали"
Как выяснилось в суде, задержание обвиняемого даже не было задокументировано. Арест был административным, однако допрашивали его в связи с расследованием громкого дела. Адвоката при этом не вызывали. Подозрение о тяжком преступлении ему вручили только в декабре - почти через три месяца после задержания! И это притом, что все следственные действия, проводимые во время ареста, касались покушения на убийство. В их числе обыски, экспертизы, допросы. Все это суд расценил как грубейшее нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нарушение права на защиту.
Ни один свидетель не смог подтвердить причастность обвиняемого к поджогу молоковоза и покушению на убийство водителя. Сам потерпевший вспомнил, что лет 5-7 назад подвозил подозреваемого в соседнее село. Больше они никогда не виделись. Водитель даже гражданский иск к нему не заявлял, потому что понимал, что платить тому совершенно нечем. Напавшего на него мужчину потерпевший даже не мог описать. В суде он только и промолвил, что был у него похожий с обвиняемым силуэт. А вот знакомой, у которой спасся от преступника, сразу после нападения говорил, что жизни его едва не лишил высокий и плотный человек в камуфляже.
Противоречивой была лишь судебная молекулярно-генетическая экспертиза. Согласно документу, были установлены генетические признаки образца буккальных клеток и клеток, обнаруженных в смывах. Они совпадают между собой и с генетическими признаками буккальных клеток обвиняемого. Однако судебный эксперт пояснил, что не исключена вероятность, что они могли образоваться и без прикосновения мужчины.
Речь шла о следах от сгущенного молока. Все дело в том, что после поджога в ящиках не хватало две банки сгущенки. Их нашли в 30 метрах от сгоревшего авто. Одна была пустая, во второй осталось немного молока.
Сам подозреваемый предположил, что у него могли появиться следи от сгущенки, потому что он часто ходил той дорогой и мог соприкоснуться с банками или разлитым продуктом.
Невиновен и оправдан
Изучив все материалы дела, коллегия судей Мелиопольского горрайонного суда посчитала, что вина обвиняемого в совершении инкриминированных ему преступлений не доказана. Анализ протокола обыска дома и вывод молекулярно-генетической экспертизы не могут быть положены в основу обвинительного приговора.
В июле мужчина был признан невиновным в совершении тяжких преступлений и оправдан. Год лишения свободы ему назначили лишь за незаконное изготовление и ношение холодного оружия - тех самых нунчак, с которых все началось. При этом в местах предварительного заключения обвиняемый пробыл 1 год, 1 месяц и 9 дней. По закону Савченко это приравнивается к двум годам 2 месяцам и 18 дням заключения. То есть свой срок он отмотал вдвойне еще до оглашения приговора. В зале суда несправедливо обвиненный был освобожден. Вот только возвращаться ему больше некуда - пока он был под стражей, дом его сгорел... Остается только надеяться, что юристы помогут мужчине получить солидную компенсацию от государства за сломанную правоохранителями жизнь.