Охотники за реликвиями
27 августа в Москве состоится 23-й аукцион дома «Литфонд», где будет представлено свыше 270 лотов: редких книг, автографов, фотографий и открыток на общую сумму более 35 миллионов рублей. Накануне старта предаукционного показа редакция пообщалась с директором дома Сергеем Бурмистровым и узнала, как выглядит аукционный бизнес изнутри, кто его клиенты и как он находит раритетные издания.
Старинные вещи и книги притягивали Сергея Бурмистрова с детства. В школьные годы у него была собственная библиотека воспоминаний известных собирателей книг и книготорговцев. Молодого человека вдохновляли их истории, и он хотел открыть собственную книжную лавку с раритетными фолиантами, но эта затея казалась ему чем-то нереальным.
После института Бурмистров устроился работать в Фонд охраны дикой природы. «Шли годы, и чем выше я поднимался по карьерной лестнице, тем острее было желание бросить все и превратить мое хобби в основной источник дохода. В 2007 году я решился», - вспоминает аукционер.
Сперва он решил издавать специализированный журнал о старых книгах. Однако денег хватило только на первый номер, который хоть и вызвал интерес среди библиофилов, но так и не смог окупить вложений. На помощь Бурмистрову пришло Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, которое поддержало выпуск журнала, и он выходит до сих пор.
Редких изданий в стране гораздо больше, чем кажется, признается Бурмистров. Некоторые долгое время считались утраченными, а затем находились на дальней полке у потомков друзей писателя. Так, например, произошло с романом Бориса Житкова «Виктор Вавич».
Весь тираж романа был уничтожен в 1941 году, и только один экземпляр, как потом выяснилось, спрятала дочь Корнея Чуковского Лидия. Работа букиниста, признается Бурмистров, напоминает работу охотника. Иногда ему приходится месяцами выслеживать и ждать, когда коллекционер решит расстаться с редким изданием.
На сегодняшний день в «Литфонде» проведено 22 аукциона. «Оборот каждого аукциона очень разный, но в среднем получается от 25 до 50 миллионов рублей, - признается Бурмистров. - Есть много торгов, которые нам очень интересны, но несут в себе очень небольшую коммерческую составляющую. У этих аукционов просветительская миссия - так мы рассказываем об интересных событиях в истории и искусстве России».
Часто дом помогает и российским музеям. «На одном из аукционов мы выкупили визитную карточку Александра Блока с его карандашными пометками, - вспоминает Бурмистров. - В результате упорных торгов пришлось потратить 700 тысяч рублей. В итоге мы подарили ее музею Блока в Шахматово».
Конкуренция присутствует и на аукционном рынке. Дома конкурируют не за клиентов, но за наполнение коллекций, рассказывает Бурмистров: «Рынок коллекционирования достаточно консервативен и стабилен, новые собиратели появляются не часто и появление каждого неофита это целое событие для рынка».
По словам предпринимателя, стоимость лота определяется при помощи оценщиков, которые учитывают его состояние, степень редкости и связанную с ним легенду.
Подъем цены на аукционе происходит по нескольким причинам. Во-первых, лот может быть недооценен, и рынок выравнивает эту ошибку. Во-вторых, так как большинство книг весьма редки, то за них вступают в борьбу сразу несколько коллекционеров, и никто не хочет уступать: ведь второго шанса найти некоторые книги может уже не представится.
«Самая дорогая книга на нашем аукционе была продана в ноябре 2015 года. - вспоминает Бурмистров. - Это первая книга Тараса Шевченко "Кобзарь", изданная в Санкт-Петербурге в 1840 году: при стартовой цене в 2,5 миллиона рублей она была продана за 12,1 миллионов рублей с комиссионным вознаграждением».
В сентябре 2016 года сотрудники дома аукционов хотят запустить проект с лекторием, где известные собиратели, эксперты по антиквариату и искусствоведы выступят с чтением лекций об искусстве и коллекционировании.