Я защищал 57-ю и продолжу ее защищать
Выпускник 57-й школы Даниил Маргулис о том, почему два преподавателя - это не вся школа.
Неприятные разоблачения, связанные с некоторыми преподавателями 57-й школы, обернулись градом агрессивных комментариев. Люди, чаще всего далекие от предмета спора, обрушились на саму школу, другие элитные учебные заведения и образовательную систему в целом. Будучи пятидесятисемитом (я проучился три года в общеобразовательном классе и четыре года в математическом), я считаю своим долгом поддержать школу в это нелегкое время, а также обратить внимание на те факты, что остались незамеченными.
57-я школа не является единым целым. С первого класса набирают общеобразовательные классы - их основу составляют или дети из близлежащих районов, или дети выпускников. В старших классах набирают еще два математических класса (один с 8-го, другой с 9-го) и один гуманитарный класс (с 9-го). При этом в некоторых параллелях ученики с разных специальностей практически не пересекаются - поэтому в матклассе могли не знать, что что-то не так в гумклассе, и наоборот. Таким образом, будет справедливо сказать, что это три разные школы под единой администрацией и с некоторым пересечением преподавательского состава.
Набор в спецклассы идет со всей Москвы, в разные годы конкурс колебался от 10 до 20 человек на место. Для многих детей в 12 и 13 лет поступление дает ощущение, аналогичное поступлению в Хогвартс - впервые учиться становится интересно, а не легко. Появляется настоящая компания, с которой хочется проводить почти все время - сколько после уроков было сыграно партий в пинг-понг и шведки! Много моих друзей осталось именно с тех времен. Также отмечу, что 2/3 класса поступило на мехмат МГУ (причем половина - со вступительных олимпиад). Сейчас, если не ошибаюсь, акцент у матклассов сместился на матфак ВШЭ.
Возвращаясь к моей аналогии с "Гарри Поттером". Не вина Хогвартса, что злодей Волан-де-Морт и безвольный министр магии Корнелиус Фадж его закончили, а профессор Долорес Абридж еще и преподавала в нем. Лучше думать о Гарри, Роне, Гермионе, профессоре Макгонагалл, Хагриде и других положительных героях.
Многие из интернет-комментаторов не заметили, что основную помощь девушкам и юношам, чьи годы в школе прошли болезненно, оказали люди, также связанные с 57-й. Это выпускница 2008 года Ольга Николаенко (собравшая всю имеющуюся информацию воедино). Это учитель русского языка и литературы Надежда Ароновна Шапиро. Не могу сказать, что согласен с выбором другой выпускницы школы, Екатерины Кронгауз, написавшей резонансный пост, который вызвал так много внимания прессы. Мне кажется, стоило выждать еще пару недель - после уже состоявшегося к тому моменту увольнения Меерсона школьники сами стали бы сообщать, что и как.
Принять горькую правду нелегко. Еще днем 2 сентября я был в рядах тех, кто отрицал происходящее, и, не стесняясь в выражениях, искал в происходящем заговор внешних сил. Лет десять назад я задал вопрос о слухах, ходящих вокруг Бориса Марковича, директору Сергею Львовичу. Он ответил резко, подчеркнув, что Меерсон - его друг, и будь эти слухи правдой, дружба была бы невозможна. Я тогда надолго поверил. Однако откровения нескольких выпускниц (Ревекки Гершович и Натальи Поляничевой) убедили меня, что все было хуже, чем предполагали умеренные пессимисты. Не чтение стихов и даже не "Географ глобус пропил". Пушкин был не прав, говоря, что гений и злодейство несовместимы. Оказалось, можно одновременно быть гениальным педагогом и делать 15-летней ученице омерзительные намеки.
В отличие от многих я не вижу в поведении Менделевича сознательной диверсии. Если б мне про кого-то из моих друзей сказали противные вещи, я бы тоже, скорее всего, не поверил бы (как упомянутый выше Фадж не верил в возвращение Волан-де-Морта). Я помню случай, когда меня выгнали за дверь в 5-м или 6-м классе за мелкое хулиганство. Мимо проходил Сергей Львович, он участливо спросил, что произошло, и, разобравшись, запустил меня назад в класс.
После этого меня ждало еще большее разочарование. Люди, которым я доверяю с детства, подтвердили достоверность информации про другого учителя (до этого они казались мне выдумкой ушедшего из школы ученика). Речь шла о завуче Борисе Михайловиче Давидовиче. По словам тех же людей, ему по-настоящему горько за содеянное, и он принял решение уйти на пенсию независимо от итогов педсовета. В связи с этим я предлагаю не мусолить эту тему. Кому интересно - могут посмотреть официальное заявление математических классов школы в фейсбуке и комментарии к нему. И не путайте, пожалуйста, Давидовича с давно покойным автором учебника по матанализу Демидовичем.
Несмотря на произошедшее, школа работает, и в ней осталось много отличных преподавателей. Идут уроки. Ожидается конкурс на позицию нового директора. Для того чтобы описанные истории не повторились, создают совет по этике, куда войдут выпускники и родители учеников. Кроме того, если кто-то еще не рассказал о пережитом и болезненном (и не хочет делать этого публично), он может написать на адрес [email protected], созданный выпускниками школы.
Напоследок я хочу вспомнить простую историю как иллюстрацию того, чему в первую очередь учит 57-я школа. Девятый класс, зачет по тригонометрии, я отвечаю и вывожу формулу неправильно. Я показал учебник, по которому готовился, замечательному учителю алгебры и геометрии Рафаилу Калмановичу Гордину - в книге, как оказалось, и в самом деле была опечатка. Он тогда сказал, что надо учить головой, а не по учебнику. Это и есть главный девиз 57-й - думать головой, а не так, как написано.
Даниил Маргулис, выпускник 2002 года класса «В».