Олег Дерипаска лично дал команду вывозить ХТЗ в Россию - В.Губин
Уже несколько месяцев история с Харьковским тракторным заводом имеет характер детективного сериала. То покупал Александр Ярославский завод, то не покупал, то завод восстанавливают, то его собираются порезать на металл. Для восстановления какой-то истины, редакция связалась с экс-директором завода Владиславом Губиным и попыталась расспросить у него, что же собственно стоит за информационными декорациями вокруг ХТЗ.
- На сегодняшний день можно сказать, что предприятие находится в состоянии глубокого кризиса, где-то примерно с середины апреля текущего года, с этого времени производственный процесс на "Харьковском тракторном заводе" полностью остановлен. На мой взгляд, мы сейчас являемся свидетелями манипуляции менеджмента ХТЗ, который пытается убедить общественность в том, что все проблемы, которые есть на предприятии, возникли вследствие внешних факторов (СБУ, АМКУ и т. д.). Они пытаются завуалировать собственную некомпетентность и переложить ответственность на других. Если обратиться к истории предприятия, то мы увидим, что этот же менеджмент во главе с Андреем Ковалем уже руководил предприятием ранее в 2005-2007 годах. Тогда они под лозунгами "Спасти ХТЗ", "Возродить былую славу" довели легендарный завод до банкротства в мае 2007 года. Предприятию нужно более 7 лет, чтобы выйти из состояния банкротства осенью 2014 года. Кстати, в 2014 году ХТЗ впервые за 20 лет закончил с чистой прибылью ~ 449 млн. грн. И что мы видим сегодня? Тот же менеджмент и те же проблемы: остановка производства, невыплата заработной платы, массовые сокращения, доведение предприятия до банкротства. Это выглядит, согласитесь, уже как закономерность. Еще, на что хочу обратить внимание, странным образом сообщения о смене собственников появились в тот момент, когда СБУ заявила о предотвращении попытки диверсии руководителем ХТЗ Андреем Ковалем, которому было предъявлено официальное обвинение. И вместо того, чтобы защищать себя в законном порядке, он бежал, бросив предприятие, а трудовой коллектив без средств к существованию, и находится сейчас в розыске, скрываясь от правосудия. Но стоит обратить внимание на то, что акционерами ХТЗ, как и раньше, является Calverton Esteblishment Limited (21,75% акций), Alport Enterprises Limited (26,01%), Golden Property Enterprises Limited (17,92%) и ООО "Бриз 2007" (22,75%), тогда как в апреле появилась информация о приобретении контрольного пакета собственником и владельцем группы DCH Александром Ярославским. Этот состав акционеров неизменный в течение последних нескольких лет, а сами компании аффилированы с российскими инвесторами (группа компаний "Базовый Элемент"), на которых я работал в должности гендиректора ХТЗ с 2013-го по 2016 годы. Поэтому информация, что контроль над предприятием перешел от Дерипаски к Ярославскому, на мой взгляд, носит сомнительный характер.
- Я расскажу. Если говорить о производстве военной техники, то ХТЗ до 2008 года включительно производил технику военного назначения. Последний контракт была поставка 38 единиц в Мьянму (Юго-Восточная Азия), а также выполнение оборонного заказа для Министерства обороны в 2008 году. Лицензия не была аннулирована, она прошла, и не была продлена в 2008-2009 годах, в связи с тем, что Генеральным директором, на тот момент, был иностранный гражданин Серебряков Сергей Александрович - гражданин Российской Федерации, поэтому согласно действующему законодательству получить лицензию на производство военной техники не представлялось возможным.
В июле 2013 года, когда я стал Генеральным директором, мы подготовили пакет документов для того, чтобы оформить эту лицензию, так как предприятие параллельно производило технику двойного назначения, то есть не военную технику, а гражданскую, но на базе МТЛБ (это снегоболотоход). 90% этой продукции шло в РФ. Затем был приказ и. о. президента Александра Турчинова о том, что техника двойного назначения запрещена к поставкам на территорию РФ, и ХТЗ весной 2014 года приостановил производство техники двойного назначения.
Что касается непосредственно лицензии, то с 1 июля 2015 года производство военной техники больше не является лицензионным видом деятельности.
Что же касается оборонных заказов, то их фактически не было. Были только предварительные соглашения. И как только я начал работу по подготовке их реализации, а это разработка и производство новых видов вооружения, таких как боевые машины пехоты, боевые машины десанта, самоходные артиллерийские установки калибром 120-125 мм и калибром 155 мм под стандарт НАТО, меня вызвали в Москву и фактически "зарубили" всю эту историю.
- Первый момент - если брать ХТЗ, то это монополист по разработке и производству гусеничной легкобронированной техники. Второй - конечно, россияне были против.
Я им объяснял все достаточно прагматично, что это рентабельный бизнес - с одной стороны, с другой стороны, мы действуем в законодательном поле Украины. Потому что, независимо от того, кто является акционером, предприятие является украинским, национальным предприятием. Да, это частная собственность, но оно действует в рамках тех законов, которые существуют в этой стране, и нонсенс заключается в том вообще, что частный инвестор-иностранец, владеющий, в том числе оборонной, скажем так, военной технологией. Это нонсенс, допустим, в Европе и Америке предприятия, где есть возможность выпускать военную технику, вообще не принадлежит иностранцам, с одной стороны. С другой стороны, допустим в России в частных руках так же сосредоточены ряд оборонных предприятий, в том числе у Дерипаска - есть такая "Военно-промышленная компания". И конфликт интересов по ХТЗ у него заключался в том, что в случае, если ХТЗ восстановит военное производство, он станет конкурентом тем же предприятиям, которые выпускают аналогичную продукцию в РФ и поставляют ее на внешние рынки.
- Политических аргументов не было с нашей стороны, просто не было. Потому что с той стороны это, скажем так, был приговор акционерам со стороны российских властей. К тому же, сама Россия была заинтересована, еще до Майдана были планы о том, чтобы продать лицензию в Россию, но там оно как-то латентно прошло, потом Майдан, потом было просто решение закрыть и порезать под видом того, что Украина запретила поставлять двойную технику.
- С Олегом Дерипаской.
- Он сказал сокращать людей и подготовить, скажем так, провести план мероприятий по локализации производства на территории РФ.
- Да, лично, сократить тысячу человек в первом полугодии и во втором тысячу человек. Что касается передислокации, то хочу уточнить: речь шла о гражданской продукции, военная продукция в случае переноса гражданской просто уничтожалась, просто все под нож. Просто под снос. Именно такую?? задачу мне и поставили. Как вы понимаете, на этом мое пребывание на ХТЗ закончилось. Поскольку я не мог согласиться с таким алгоритмом действий, так же как и не мог допустить выполнение такой задачи.
- Уверен, что с тех пор формулировка задач не изменилось. Что, собственно, видно из действий нынешнего руководства.
Я думаю, что господин Коваль специализируется на порезке, проект "Болгарка" - это его срок. Он подготовил, не могу утверждать, что выдал приказ о сокращении 1000 человек, а также подписал протокол с компанией "ВКМ-Сталь", которая входит в корпорацию "РМ-рейл", которая, в свою очередь, принадлежит "Российским машинам" Олега Дерипаски, о закрытии литейного производства и передаче их функции на территорию РФ. Приказ о сокращении 1000 человек идет под видом оптимизации - сокращение 40% численности, это автоматически говорит о том, что предприятие будет закрываться. Но по планам предполагалось сокращение 1000 человек в первом полугодии этого года и еще 1000 человек во втором полугодии. Фактически, 2000 сотрудников из 2500 - это де-факто ликвидация предприятия. Планы акционеров заключались в том, что на предприятиях, входящих в корпорацию "Русские машины" планировалось с августа запустить производство сельскохозяйственной техники. То есть, перенос производства из Харькова в Россию. Потому что в России есть программа "1432", которая стимулирует производство сельхозтехники. И самое главное, что у РФ нет своего трактора - аналога ХТЗ. Крупнейший в РФ "Волгоградский тракторный завод" ликвидирован - его снесли. Он был первым тракторным заводом в Советском Союзе, он на год старше ХТЗ, и это предприятие уничтожено в самой России.
Я как человек, который руководил ХТЗ, могу точно сказать, что его перевести так фактически нельзя, оно будет уничтожено и работать там не будет, там оснащение будет вывозится и все. Часть его вывозят, что можно использовать, остальные режется на металлолом сразу же. Просто закрытие производства в Украине. С невозможностью его восстановления.
Так же хочу уточнить, что необходимо говорить не только о руководстве завода, господине Ковале и Шевченко, который заменяет его сейчас. Думаю, что сейчас пришло время поговорить о господине Ярославском. Он сегодня для Дерипаски выполняет роль маски - вроде как украинский инвестор с одной стороны, с другой стороны под маской не видно, что российский инвестор никуда не уходил. Не секрет, что у Дерипаски и Ярославского еще один совместный бизнес в Харькове - это "Харьковский аэропорт". Какие цели преследуют эти два бизнесмена, можно только догадываться.
К печальному опыту можно добавить владения Дерипаской "Запорожским алюминиевым комбинатом". Что с ним произошло? Уничтожен. Дерипаска не выполнил обязательства, комбинат распилили на металлолом, полностью. Украина потеряла единственное предприятие по производству первичного алюминия. Уверен, что такая же судьба, по замыслу владельцев, и была уготована ХТЗ.