Геннадий Георгиенко: «За последние два года тюрьмы и колонии Одесской области стали открыты для общественности»
Недавно в Одессе подвели итоги рейтинга "100 влиятельных одесситов", организаторами которого выступили информационное агентство "Одесса-медиа" и Благотворительный фонд "Журналисты за демократию".
Одним из лауреатов рейтинга стал начальник Управления Пенитенциарной службы Одесской области Геннадий Викторович Георгиенко. Он рассказал нам о том, чего удалось добиться за прошедший год, а также какие глобальные изменения ждут пенитенциарную систему Одесской области в будущем.
- Неуклонный рост преступности и нестабильная ситуация усложняет жизнь всех граждан Украины. А с чем Вы сейчас боретесь? Какие основные вызовы перед Вами стоят?
- Нас крайне беспокоит ситуация с наркотиками, в том числе попытки передачи запрещенных веществ в места лишения свободы. Отдельный большой пласт работы касается латентных преступлений, совершенных лицами, отбывающими наказание. Наша задача определять их, возвращаться к ним, дабы полиция раскрывала все эпизоды.
- Нередко государственные органы проводят ликбез среди населения, о том, как предотвращать опасные ситуации. Проводит ли такие информационные кампании пенитенциарная служба Одесчины?
- Да, мы как раз сегодня задались целью проинформировать население о методах работы преступников устами заключенных или специального контингента. Это будет целый ряд передач, в которых гражданскому населению будет разъяснено, чем руководствуется преступный мир, как мыслит преступник прежде, чем реализовать свой злой умысел. Например, что является красной тряпкой при нападении на квартиру или дом, а также как собирают информацию и отслеживают объект, как происходит реализация и так далее.
- Что Вам удалось сделать за время пребывания на должности начальника пенитенциарной службы Одесской области?
- В должность начальника Управления пенитенциарной службы я вступил 7 июля 2014 года. За этот период мы упорядочили организацию и внедрили новый подход к службе, приведя ее к логическому совершенству. Поменяли всех начальников учреждений. Если посмотреть на статистику по жалобам за последний год, то мы заметим значительное их уменьшение.
- А как сейчас взаимодействует пенитенциарная система с общественностью?
Уголовно-исполнительный кодекс предоставляет возможность пользоваться общественным советом. Раньше представители совета посещали места лишения свободы с проверкой только тогда, когда им поступала информация о каких-то ситуациях, то есть все это носило характер пожарно-экстренный. Мы же кардинально изменили подход, предоставив общественникам полную свободу действий. Теперь участники совета могут свободно общаться со всеми категориями спецконтингента, которые к ним записываются на прием. Также, они, минуя нас, еженедельно посещают пищеблок, места помывки людей. Без нашего влияния и каких-либо противостояний общественники предоставляют нам объективную информацию. Иными словами, мы стали открыты для общественности.
- Сейчас очень много говорится о грядущих изменениях в системе исполнения наказаний. В контексте Одесской области, какое видение у Вас есть на этот счет?
- Система действительно нуждается в реформации. Первое, мы должны учитывать, что минимальный возраст всех наших учреждений, их административных зданий и производственных мощностей составляет 55 лет. Нужны значительные средства для поддержания их в безопасном состоянии. Уникальному памятнику архитектуры Одесскому следственному изолятору вообще 122 года. На 95% оно (Одесское СИЗО) построено из ракушняка, у которого срок службы порядка 100 лет. Системам коммуникационного обеспечения по 70 лет. Мы сегодня ставим вопрос о приведении мест отбывания наказаний гражданами в соответствии с международными и европейскими стандартами.
- Продолжением планируемых реформ стала актуализация вопроса о переносе тюрем и колоний за черту города в новые и безопасные учреждения. Есть ли у Вас уже какая-то концепция учреждений нового типа?
- Да, есть. Новый концепт разработан нами - Управлением пенитенциарной службы Одесской области. Он нацелен на то, чтобы сегодня все учреждения, которые находятся в областном центре, перенести и разместить в радиусе до 20 километров от пригородов Одессы. Одновременно с этим решается проблема устаревания капитальных построек нынешних колоний и СИЗО. Современный тюремный комплекс даст возможность уйти от барачной системы, которая нам досталась от Советского Союза, и по европейскому принципу перейти на камерную систему отбывания наказаний. Сегодня же у нас осужденные проживают в бараках по 50 человек, и перестроить это невозможно. Переход на камерную систему облегчит жизнь отбывающим наказание, а также упростит контроль за арестантами и осужденными, но для всего этого нужны огромные деньги.
- Смею предположить, что дорогостоящие реформы пенитенциарной системы в будущем будут намного выгоднее, чем содержание старой инфраструктуры. Так ли это?
- Безусловно. В новом комплексе зданий пенитенциарной службы появятся новые системы охраны с экономичными периметрами. Вот, например, в нашем концепте не четыре тюремных периметра, а всего один. Это означает, что вместо четырех КПП, 4-х комплектов вышек и 4-х кухонь будет одно КПП, одна кухня и одна вышка. В итоге мы получаем новый комплекс, в котором в четыре раза меньше персонала требуется для его обслуживания. В концепцию заложены улучшения в сфере трудоустройства заключенных. Так, оборудование, на котором сегодня трудятся заключенные очень старое - ему от 50 до 70 лет. По этой причине у нас энергоемкое и неэффективное производство. Проект с нуля позволит оптимизировать расходы на содержание всей структуры, достигнуть серьезной экономии в будущем, а также повысить уровень доходов за счет новых мощностей предприятий, входящих в состав пенитенциарной системы Одесской области.
Беседовал: Ярослав Берендаков