Кто сливает Донбасс?
После того, как 5 октября заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд встретилась в Москве с помощником президента РФ по внешней политике Юрием Ушаковым и помощником президента РФ Владиславом Сурковым (последнего называют куратором марионеточных «ДНР-ЛНР»), с новой силой пошли разговоры о том, что Донбасс сливают. Вот только кто?
Официально Нуланд встречалась с кремлевскими деятелями «для обсуждения ситуации в восточной части Украины и дальнейших шагов по выполнению Минских соглашений». Во встречах также принимали участие старшие директора Совета национальной безопасности США Селеста Уолландер и Чарльз Купчан. О чем говорили на самом деле - бог весть. Равно как то, до чего договорились (если договорились).
Заместитель спикера Госдепартамента США Марк Тонер уверял: "Главное, на чем был сосредоточен этот визит, это достижения прогресса по Украине, какие следующие шаги необходимо предпринять с целью полной имплементации минских договоренностей". Он подчеркнул, что несмотря на приостановление контактов между США и Россией в других сферах, "двустороннее взаимодействие по Украине продолжается". При этом, по его словам, минские договоренности остаются единственным путем для восстановления мира и стабильности на Донбассе.
Тонер отметил, что по мнению Вашингтона полная имплементация минских соглашений включает в себя полное прекращение огня, беспрепятственный доступ для наблюдателей ОБСЕ, проведение выборов согласно украинского законодательства, "что означает по стандартам ОБСЕ", а также отвод иностранных сил и вооружения. Еще одним важным пунктом он назвал возвращение Украине контроля территории до международной границы.
Интересно, что вскоре после этой встречи директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин, выступая на открытии второго Европейского форума молодых дипломатов, заявил: «Чтобы остановить поток беженцев из восточной Украины (а Россия приняла оттуда более миллиона беженцев) мы пытаемся урегулировать кризис в этой стране. Мы выступаем за то, чтобы Донбасс интегрировался в Украину на равных условиях, чтобы там не было гонения или геноцида русскоязычного населения... Люди там должны получить законодательно, конституционно оформленный статус, пройти амнистию, пройти окончательно не только военное, но и политическое урегулирование».
Одни ухватились за фразу «Донбасс интегрировался в Украину». Другие за «конституционно оформленный статус». Одни кричат, что РФ сливает Донбасс. Другие - что Россия продолжает свою игру, желая «всунуть» зараженную заразой «русского мира» часть Донбасса в Украину на собственных условиях, сделав камнем на шее страны. В общем, традиционно, каждый услышал то, что хотел услышать...
Политолог Сергей Таран так комментирует визит Нуланд в Москву:
«Контакт между Нуланд и Сурковым налажен давно. Его задача - интенсифицировать минский процесс, дать ему второе дыхание. Сурков и Нуланд давно действуют в этом направлении, у них есть наработки по урегулированию украино-российского конфликта в Донбассе. Тот факт, что в последнее время минский процесс несколько оживился, в частности, подписано соглашение о разведении сил и средств на трех участках линии разграничения, свидетельствует о том, что переговоры между представителями России и США небезрезультатны.
Однако, судя по сообщениям из зоны АТО, договоренности о разведении сил все же не реализованы. Все равно стреляют, существенных подвижек нет. И на недавней американо-российской встрече, видимо, обсуждались пути выполнения достигнутых ранее договоренностей. В администрации американского президента надеются, что к концу каденции Барака Обамы удастся добиться какого-то результата по Донбассу, поэтому и состоялся визит Нуланд в Россию. Американцы пытаются прощупать почву, есть ли надежды на какое-то продвижение.
Но России не нужен мир в Донбассе ни по одному из сценариев. С самого начала конфликт был разожжен лишь для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине и не допустить ее интеграции с Западом. Дипломатические маневры между Западом, Украиной и Америкой - это метод для недопущения большей войны, а не для поиска мира.
Следующий год для Украины может быть еще более сложным. Сейчас у нас есть относительная поддержка Германии, Франции и США, но в следующем году в европейских странах состоятся выборы и к власти могут прийти более лояльные к РФ политические силы. Кроме того, неизвестным остается исход американских выборов. Может случиться так, что международная конъюнктура будет неблагоприятной для Украины. Наши нынешние партнеры станут искать более уступчивых украинских политиков, готовых выполнять Минские соглашения по российскому сценарию.
Может случиться так, что интересы России по дестабилизации ситуации в Украине и усилия Запада по поиску альтернативных нынешней власти сил в Украине совпадут - это будут по-настоящему сложные времена».
А вот как размышляет о донбасских перспективах известный публицист, журналист и аналитик Виталий Портников:
«Пресс-секретарь Госдепартамента Марк Тонер заявил, что Соединенные Штаты будут продолжать взаимодействовать с Россией по урегулированию ситуации на Донбассе - несмотря на отказ от двустороннего взаимодействия в других областях. Проще говоря, если раньше Соединенные Штаты старались добиться прогресса по Сирии и оставляли урегулирование ситуации на Донбассе европейцам, теперь администрации Обамы остался один Донбасс.
Но означает ли это, что урегулирование ситуации на Донбассе действительно сдвинется с мертвой точки? Я вовсе не был бы таким оптимистом - или пессимистом, это уж с какой стороны посмотреть. Потому что это урегулирование - если рассматривать его в логике Минских соглашений - требует значительных уступок с обеих сторон. И Украина к таким уступкам очевидно что не готова.
Но даже если бы и была готова, это не смогло бы отменить того простого факта, что Путин не собирается уходить с Донбасса просто так. Я бы даже сказал - вообще не собирается уходить. Принимая решение об отказе Москвы от уничтожения оружейного плутония, российский президент весьма четко обозначил, что не устраивает его в российско-американских отношениях. Недовольство Путина можно свести к одному слову: давление.
Российский правитель не хочет, чтобы ему мешали делать все, что он пожелает - и внутри страны, и вне ее. Именно поэтому "закон Магнитского", который был принят Конгрессом в ответ на варварские действия российских силовиков, в его условиях соседствует с санкциями, которые введены за Крым и Донбасс. А ведь впереди могут быть и новые элементы давления - за Сирию.
Поэтому какими бы ни были намерения американской администрации - нынешней или новой, - вопрос Донбасса невозможно решить в отрыве от решения вопроса Сирии, а вопрос Сирии - в отрыве от вопроса демократизации в России. Да, это один пакет проблем. И решаются они очень просто. Либо американцы соглашаются с тем, что Путин может делать все, что ему заблагорассудится - и не столько с ним договариваются, сколько взаимодействуют, понимая, что он их все равно обманет.
Либо - последовательным и жестким давлением дают понять, что российскому президенту придется вернуться к соблюдению норм международного права - иначе он столкнется с коллапсом экономики собственной страны и крахом режима. Путина нужно заставить уйти из Донбасса и Сирии, что должно стать прелюдией к отказу от участия в других конфликтах и началом демократизации в России. Или согласиться с тем, что он и далее будет генерировать нестабильность всюду, где только сможет.
Никакого промежуточного решения в этом вопросе просто нет - какими ни были бы те самые благие намерения, которыми, как известно, устлана дорога в ад».
В общем, кто сливает Донбасс (и сливает ли) - так и не ясно. Как туманно и будущее региона, третий год перемалываемого жерновами гибридной войны.