Почему в наушниках музыка звучит лучше, чем из колонок
Все мы знаем, какой удивительной силой обладает музыка. Она может повысить производительность человека, вдохновить, улучшить настроение или даже вытащить кого-нибудь из депрессии.
Но как лучше слушать музыку - через наушники, или из колонок? Если вы зададите этот вопрос знакомым, то, наверняка, обнаружите среди них немало людей, которые предпочитают наушники колонкам. И в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что наушники обеспечивают более близкий опыт "общения" с любимой песней. Когда человек говорит вам, что в наушниках музыка звучит лучше, это отчасти вызвано психологическим эффектом. Бессознательно человек осознает, что в данный момент никто, кроме него, музыки не слышит. А потому композиция воспринимается как своеобразный "саундтрек к жизни". Где бы не находился слушатель - в толпе или в полном одиночестве - с ним его собственная музыка.
Но есть у прослушивания музыки через наушники и другая сторона, не связанная с психологией.
А что говорит физика?
В наушниках музыка, действительно, звучит лучше, и с игрой сознания это никак не связано. У этого есть вполне физическое обоснование. Секрет кроется в шумоизоляции и в расположении динамиков.
Когда человек слушает музыку через наушники, динамики расположены в непосредственной близости от его барабанных перепонок. Корпуса наушников, как правило, сконструированы таким образом, чтобы подавлять посторонний шум. Таким образом, в ушной канал поступает только музыка. Это создает особый интерактивный эффект, позволяющий человеку вычленять из композиции мельчайшие подробности, которые он, скорее всего, не заметил бы, слушая музыку из колонок.
Способ восприятия стереофонического звучания в наушниках также сильно отличается. По словам конструктора наушников из компании Audio46.com Кэрролла Мура, разделение правого и левого звуковых каналов позволяет создать особенно четкий 3D-эффект. К примеру, композиция предполагает, что соло-гитара звучит слева, а бас - справа от слушателя. При этом в левом канале соло-гитара звучит громче, чем бас, а в правом - наоборот. Слушая музыку через колонки, вы воспринимаете оба канала обоими ушами. Левым ухом вы слышите не только то, что предназначено левому уху, но и то, что предназначено правому. Повернитесь, наклоните голову - и звуковая картинка для вас кардинально изменится. В наушниках же одно ухо слышит лишь один канал, и как бы слушатель не вертелся, расположение виртуального источника звука относительно головы никак не меняется. Как следствие, колонки никогда не сравнятся с наушниками по качеству передачи трехмерного звучания.
С другой стороны
С другой стороны, колонки создают более реалистичную картинку звучания. Представьте себе композицию, в которой гитара звучит сначала только в левом канале, затем плавно перемещается и начинает звучать исключительно справа. Бесспорно, это может быть красивым 3D-эффектом. Вот только в реальности вы никогда не услышали бы ничего подобного. Представьте себе живого гитариста, который начинает играть слева от вас, а затем переходит направо. В каждый момент времени вы будете слышать его обоими ушами, сперва чуть громче слева, затем - справа. Но тишины в одном из ушей не будет.
Именно потому звукорежиссеры всегда работают в наушниках, но финальную версию композиции обязательно прослушивают через колонки. Звучание в наушниках очень легко контролировать. Тонко управляя левым и правым каналами, можно добиться некоего идеального звучания, но невозможно предсказать, как эта идеальная композиция будет звучать в реальной окружающей среде с неопределенной акустикой.
К слову, акустика - еще одна вещь, которую наушники передать не способны. Существуют, конечно, программные настройки, позволяющие эмулировать звучание в помещениях разного типа. Но все равно, никакая программная настройка не сравнится с естественным отражением звуковых волн от стен и предметов.
Хороша ложка к обеду
Большинство аудиофилов согласится, что существует как музыка, лучше подходящая для наушников, так и та, что предназначена исключительно для колонок. Наушники, действительно, позволяют отключиться от остального мира и наслаждаться мельчайшими нюансами звучания. Но они никогда не передадут по-настоящему мощных басов, заставляющих стены дрожать, а внутренности - переворачиваться. Потому, как это часто бывает, выбор между наушниками и колонками неоднозначен и обусловлен частностями. В одних ситуациях уместно первое, а других - второе.