Оптимизм Порошенко, Путин с пивом и берлинские надежды на мир в Донбассе
Встреча лидеров «Нормандского формата» в Берлине еще до того, как окончательно стало понятно, что она все же состоится, вызывала настоящий ажиотаж.
Еще бы, ведь это первое заседание «четверки» за полтора года и первый визит Путина в Германию после аннексии Крыма и начала агрессии против Украины, да и, вообще, первый за 4 года. Пишет "Укринформ".
Добавляло интереса и то, что, пользуясь случаем, Меркель и Олланд серьезно поговорили с хозяином Кремля о Сирии. Тем более, что французскому президенту не удалось сделать это в Париже. Сирийская тема, чего уж там, является для западного общества в данный момент более острой, чем затянувшийся конфликт на востоке Украины.
«МИНСК» СПИСЫВАТЬ ЕЩЕ РАНО
Не то, чтобы от встречи много ждали (да и сами лидеры постарались еще накануне охладить пыл), но все же на что-то надеялись. На хоть какие-то подвижки в процессе, который многие уже успели "похоронить". Рано, - дружно сказали лидеры, - Минск безальтернативен.
Надо признать, встреча оказалась даже более результативной, чем можно было ожидать. Конечно же, никаких документов подписано не было. Но это и не предусматривалось. Однако сближение позиций, причем по ключевым вопросам, имело место быть. Уже судя по заявлениям основных переговорщиков и непримиримых ранее оппонентов - Украины и России. Конечно, было бы странно, если бы случилось полное единодушие по всем вопросам, но даже оценка от Порошенко и Путина по «горячим следам» уже сама по себе достаточно обнадеживающая.
Взять хотя бы вопрос вооруженной полицейской миссии на Донбассе, которую Киев пытается проталкивать уже не первый месяц. Если на предыдущих встречах (на уровне глав МИД) позиции были абсолютно непримиримы, Россия категорически выступала против такой миссии, то тут вдруг не выступила против. Это дал понять журналистам Порошенко на своей заключительной пресс-конференции и подтвердил Путин - на своей. Для Украины этот вопрос принципиален. Пока, правда, непонятно, удастся ли реализовать идею. Киев ждет от своего партнера, Германии, что та, будучи до конца года председателем в ОБСЕ (а именно под ее эгидой видится такая миссия), подаст предложение в Организацию по сотрудничеству и безопасности в Европе.
Договорились, вроде как, и о том, что буквально в ближайшие дни к трем точкам, на которых специальная мониторинговая миссия ОБСЕ уже подтверждает отвод вооружений, добавятся еще 4. Причем, как указал Петр Порошенко, украинская сторона настаивает, чтобы в списке было Дебальцево.
Неким «прорывом», хотя и документально не зафиксированным, можно назвать достижение согласия принять Дорожную карту действий по выполнению Минских договоренностей. Вообще-то, это предложение стран-медиаторов - Германии и Франции, но, похоже, не вызвавшее отторжения. По крайней мере, Петр Порошенко большую часть своей пресс-конференции, состоявшейся около полуночи, посвятил именно этому вопросу. «Карту», которая будет включать как момент безопасности, так и политический и гуманитарный блоки, должны одобрить четыре главы МИД соответствующих стран (после подготовки экспертами) уже буквально в ноябре, после чего ее смогут подписать высшие руководители. «Еще полгода назад никто и слышать не хотел о такой Дорожной карте», - сказал Петр Порошенко.
Он, что бросилось в глаза, был явно доволен состоявшимися переговорами и даже пошутил вначале, что единственной печальной новостью среды был проигрыш киевского «Динамо». Надо сказать, что нечасто нам удавалось слышать столько оптимизма в словах политиков о перспективах урегулирования в последнее время.
Хочется лишь верить, что надежды эти не окажутся пустым звуком...
БЕЗОПАСНОСТЬ ОДНИМ, ПОЦЕЛУИ - ДРУГИМ
Но все это было уже ночью. Хотелось бы рассказать пару слов о начале переговоров и том, что им предшествовало.
Меры безопасности, которые были предприняты в центре немецкой столицы, без преувеличения можно назвать беспрецедентными. Хотя и на довольно ограниченной территории в силу краткосрочности мероприятия. Причиной перекрывания улиц, барражирования в небе вертолета, проверки канализационных люков и прочесывания реки Шпрее водолазами стала персона российского президента.
Как рассказали сотрудники полиции, такие меры предпринимаются лишь в связи с приездом ну очень небольшого круга лидеров, в числе которых - президент США, премьер Израиля, ну и вот президент России. Есть понимание реальной угрозы жизни. К слову, как рассказали те, кому довелось присутствовать на ужине, который был частью переговорного процесса, Путин отказался от напитков, которые сервировала принимающая сторона. И вместо этого довольствовался привезенным с собой пивом.
К приезду Путина подготовилась не только хозяйка встречи Ангела Меркель, но и местные активисты. Мощное скандирование сирийских граждан, призывающих Путина убраться из Сирии, и Гимн Украины слышны были даже в ведомстве канцлера, хотя около полутысячи демонстрантов стояли в нескольких десятках метров, недалеко от бундестага. Сирийцы устроили настоящую инсталляцию: вместе с фотографиями раненых детей они завалили улицу истерзанными игрушками. Наша громада проявила редкую, надо заметить, организованность в этот раз, пришла с флагами, транспарантами и немалым числом. Протестующие объединили усилия. Получилось мощно. Не знаю, правда, видел ли это Путин из своего лимузина (самого длинного и самого бронированного из всех, на которых подъехали переговорщики).
Путин на встречу опоздал. По сложившейся традиции. Впрочем, не очень. И дал возможность трем остальным участникам формата обсудить ситуацию между собой.
Канцлер выходила и встречала гостей. Расцеловалась только с Олландом. Радушно улыбалась всем. Репортеры пытались окликнуть всех прибывавших и услышать хоть пару слов об их ожиданиях. Но те молчали.
Прессу не пустили почти никуда. Лишь в самом начале дали возможность провести протокольную съемку единственному телеканалу - немецкому ARD. Ограниченный пул мог снять кратенькие церемонии встречи на красной дорожке перед входом в ведомство канцлера. Остальные журналисты вынуждены были довольствоваться прямой трансляцией происходящего на улице и первых мгновений общей встречи - в пресс-центре, который находился минутах в 15 от места переговоров.
Было понятно сразу - быстро все не закончится. Не Минск образца февраля 2015 года, конечно, но встреча все же знаковая. Так и вышло. Переговоры в четырехстороннем формате длились немногим менее пяти часов. После чего пошла Сирия, но это уже без нас.
Выходили к прессе по отдельности: Меркель и Олланд вместе в ведомстве канцлера, Порошенко в Посольстве Украины в ФРГ, Путин - в аэропорту. К слову, прилетела (и, соответственно, улетела) российская делегация на... шести самолетах. Не маловато будет!
А Петр Порошенко отправился в Брюссель, где его ждет насыщенный переговорный день.
Мы же все будем ждать, что политическая воля лидеров даст практический результат. И приблизит долгожданный мир на Донбассе.