Украина больше не занимает центральное место в повестке дня в Брюсселе
Оригинал статьи Рикарда Йозвяка на 112.international
Прошедший саммит Украина - ЕС принес очень мало результатов, но много наобещал, включая соглашение о либерализации визового режима к концу года. Данные обещания вполне могут быть выполнены, но могут и оказаться пустыми в зависимости от состояния дел в Европейском Союзе в последующие месяцы.
Я и многие дипломаты ЕС, с которыми я говорил после саммита в Брюсселе 24 ноября, придерживаемся мнения, что, возможно, самым значимым итогом этой встречи стало то, что это вообще произошло. Это может звучать смешно, но как один высокопоставленный дипломат ЕС сказал мне: "Не стоит недооценивать значение того, что они все собрались".
Саммит должен был состояться еще в мае, но в связи со сменой правительства в Украине и неопределенностью, которая царила в ЕС в этом году, встреча состоялась только сейчас. Сам факт того, что президенты всех трех институтов, а также несколько еврокомиссаров, присутствовали на встрече с президентом Украины и командой министров, следует трактовать как знак того, что Брюссель по-прежнему "заботится об Украине". Но я не уверен, что это правда.
Украина больше не занимает центральное место в повестке дня в Брюсселе. На самом деле, она даже не близка к лидирующему положению в этой повестке. Миграционный кризис, терроризм, выход Великобритании из Европейского Союза, экономические трудности и последствия предстоящего президентства Трампа - все это сейчас делает еврократов очень занятыми. И очень встревоженными. Но кроме того, это также делает ЕС более уязвимым, чем когда-либо. Предстоят и выборы во Франции и Германии в следующем году, а также в Нидерландах и, возможно, в Италии. В этих странах популисты, которые хотят избавиться от ЕС или его части, имеют хорошие шансы. Это также объясняет, почему так мало было обещано в Брюсселе во время вчерашнего саммита Украина- ЕС. Туск, Юнкер и Шульц просто смотрят в очень неопределенное, но, возможно, даже светлое будущее для своего блока.
Были обещания, что в ЕС будут делать все возможное, чтобы добиться либерализации визового режима для Украины как можно скорее. Юнкер сказал, что был "убежден", что разногласия, которые существуют между странами-членами ЕС и между Советом и Европейским парламентом, будут решены до конца года. Туск был более осторожным и добавил, что он "надеется, что этот процесс будет завершен в этом году, и кажется, это реалистично и есть основания для осторожного оптимизма".
Но сомнения сохраняются. Не исключено, что Франция не хочет продвигаться в вопросе механизма приостановки безвиза до президентских выборов, которые запланированы весной 2017 года. Соглашение по механизму приостановки безвизового режима станет сигналом, что ЕС также готов предложить Турции отмену виз. Такое решение расстроило бы большую часть французского электората. Проще говоря: опасения триумфа Марин Ле Пен в мае вполне реальны в Брюсселе. И если это произойдет, не будет больше ни санкций против России, ни Шенгенской зоны, ни, возможно, самого ЕС.
Решение послов стран Евросоюза на прошлой неделе о готовности начать переговоры с Европейским парламентом по визовой либерализации для Украины было только попыткой успокоить Киев и предложить хотя бы что-то.
Но самое трудное препятствие - механизм приостановки безвиза - еще предстоит преодолеть. Переговоры будут напряженными в преддверии Рождества, и вполне возможно, что договоренность будет достигнута, однако фактическая реализация будет уже весной.
Поэтому лидеры ЕС также заявили, что они надеются, что экономические санкции в отношении России будут продлены на саммите ЕС 15-16 декабря в Брюсселе. На данный момент это выглядит реальным, но в нынешних условиях неопределенности нельзя быть слишком уверенным. Италия может выразить возражения, а уходящий президент США Барак Обама не сможет оказывать давление на Европу, как он это делал раньше.
На том же заседании в декабре лидеры ЕС также надеются, что будет представлен документ, имеющий обязательную юридическую силу, который позволит Нидерландам ратифицировать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Это еще одно обещание для Порошенко, но оно, как и все остальные вышеперечисленные, остаются неопределенными на данном этапе.
Голландцы будут требовать ряда гарантий, и, по мнению ряда дипломатов ЕС, 27 стран-членов ЕС согласятся с этими предложениями. В частности, формулировка о связи между Соглашением об ассоциации и возможным будущим членством в ЕС для Украины станет камнем преткновения. Нидерланды хотели бы, чтобы там прямо было бы исключено возможное членство Украины в Евросоюзе.
Что конкретно было решено на вчерашнем саммите в Брюсселе?
Стороны подтвердили договоренность о 120 млн евро на поддержку реформы системы государственного управления. Также было подписано соглашение о выделении еще 15 млн евро для поддержки антикоррупционных инициатив в Украине. Эти деньги пойдут на антикоррупционные органы, которые должны расследовать, привлекать к ответственности и наказывать коррупционеров.
Третье конкретное решение на саммите - подписание Меморандума о стратегическом партнерстве в сфере энергетики. Но там нет обещаний о каких-либо инвестициях в энергетическую инфраструктуру со стороны ЕС, а лишь предложения Брюсселя о помощи Украине с такими вещами, как диверсификация энергетики и развитие возобновляемых источников энергии. Наиболее важный аспект меморандума в том, что Украина остается ключевым энергетическим партнером ЕС и, возможно, что более важно, ключевой энерготранзитной страной. Все это звучит очень хорошо для Киева, но проблема в том, что на самом деле на практике это ничего не значит. Несколько дипломатов ЕС уже отмечали, что Украина может постепенно терять статус транзитной страны, если Германия согласится на строительство "Северного потока II", который будет подавать российский газ напрямую на западноевропейский рынок в обход не только Украины, но и Прибалтики и Польши. Европейская комиссия не очень заинтересована в проекте, но вопрос в том, имеет ли она достаточно полномочий, чтобы остановить его. В этот, как и во многих других вопросах, касающихся отношений Украины и ЕС, неопределенность, вероятно, продлится еще некоторое время.
Кроме того, обсуждались новые газовые переговоры между ЕС, Украиной и Россией для того, чтобы определить новый зимний пакет, похожий на те, что действовали две предыдущие зимы.
Еврокомиссар по энергетике Марош Шефрович прибыл в Москву 25 ноября, чтобы получить представление о том, как российская сторона видит ситуацию. Чиновники ЕС говорят, что в этом контексте наблюдается желание заключить новое соглашение. Воспоминания о нехватке газа в Восточной Европе несколько зим назад до сих пор сохранились. Поэтому Брюссель жаждет показать обеспокоенным государствам-членам, что он может справиться по меньшей мере с этим. Поэтому стоит ожидать какой-то динамики в ближайшие дни и недели в рамках трехсторонних переговоров в Брюсселе или в другом городе в преддверии Рождества.
Следующий саммит состоится в 2017 году уже в Украине. Еще предстоит увидеть, что из обещанного на саммите превратилось в конкретные результаты.