Что хочет сказать Янукович и чего боится украинская власть
понедельник 28 ноября возобновился допрос экс-президента Украины Виктора Януковича. Сам Янукович находится в России, и Святошинский районный суд Киева, рассматривающий дело о беспорядках на Майдане в феврале 2014 года, допрашивает его по каналу видеосвязи, установленным в зале заседаний Ростовского областного суда.
Предыдущее заседание 25 ноября не состоялось по вине украинской стороны: украинские правоохранители не смогли доставить в Святошинский районный суд подсудимых "беркутовцев". Они были заблокированы радикалами в Лукьяновском СИЗО столицы Украины.
РИА Новости стало известно о том, что хочет озвучить экс-президент Украины в ходе судебного заседания.
сначала о сути самого процесса.
Пятеро рядовых "беркутовцев" обвиняются на Украине в применении насилия во время событий февраля 2014 года. По версии следствия, "Беркут" получил распоряжение о применении оружия от тогдашнего президента Украины Виктора Януковича через министра внутренних дел Виталия Захарченко. В результате были убиты 78 протестующих (позже их стали называть "Небесной сотней"), и около 200 человек были ранены.
И экс-президент Виктор Янукович, и экс-министр внутренних дел Виталий Захарченко в ходе наших предыдущих бесед однозначно утверждали: приказа такого не было, оружие "Беркут" не применял.
Более того, как утверждает Захарченко, вплоть до 20 февраля милиционеры и "Беркут" вообще не имели огнестрельного оружия. Вооружены они были исключительно травматическим оружием и резиновыми дубинками.
А протестующие имели огнестрельное оружие, что зафиксировано в многочисленных видеозаписях, любительских, телевизионных, и на видеокамерах, расположенных на зданиях вблизи Майдана Независимости, где и произошла трагедия. Кроме того, протестующие использовали зажигательную смесь - "коктейли Молотова".
И только 20 февраля, когда среди милиционеров появились первые раненные, Захарченко выдал правоохранителям огнестрельное оружие, чтобы, в соответствии с законами Украины, они могли защищать от нападений государственные здания и учреждения. По словам Захарченко, вооруженные правоохранители находились внутри зданий. Поскольку в этот и последующие дни нападений на государственные объекты не было, ни "беркутовцы", ни милиционеры из других подразделений МВД оружия не применяли.
Категорически отрицает Захарченко и получение каких-либо приказов на этот счет от президента. "Все было в рамках украинского законодательства, - утверждает Захарченко. - Ни один из протестующих не получил каких-либо огнестрельных ранений от правоохранителей".
Именно после публикации того интервью Захарченко в РИА Новости в феврале 2015 года нынешний министр МВД Украины Арсен Аваков заявил, что по его инициативе возбуждено уголовное дело против Захарченко за применение огнестрельного оружия против протестовавших на Майдане.
показания экс-президента должны стать первыми официальными показаниями о событиях тех дней бывшего руководства Украины, данными в суде под присягой. Но в пятницу допрос Януковича не состоялся из-за того, что радикалы из "Правого сектора" (запрещена в РФ) заблокировали Лукьяновское СИЗО, где содержат "беркутовцев". По версии радикалов, после показаний Януковича "беркутовцев" якобы должны были из суда отпустить под домашний арест.
Фактически сорвав заседание Святошинского суда по резонансному для Украины делу, правоохранители Украины расписываются в том, что не могут обеспечить в своей стране порядок и судебное производство.
Распространяемые в стране слухи (ни одного официального подтверждения им нет) о возможности реабилитации "беркутовцев" подтверждают, что обвинения в адрес подсудимых и экс-президента не имеют прочной доказательной базы.
несколько версий произошедшего тогда на Майдане. Та, которой придерживается генпрокуратура и официальная власть, изложена в обвинительном заключении: Янукович отдал преступный приказ, Захарченко его ретранслировал "беркутовцам", те в составе группы "неизвестных снайперов" произвели расстрелы.
У этой версии есть несколько слабых мест. Во-первых, нет ни одного вещественного доказательства, согласно которому расстрелы производили "беркутовцы" из табельного оружия. Многочисленные трассологические экспертизы предоставляют крайне противоречивые доказательства. Более того, известно, что значительная часть улик (например, пули, которые поражали митингующих) были утрачены в ходе первоначальных действий следственной группы. Отсутствуют и документальные подтверждения о наличии приказа о расстрелах, якобы отданном Януковичем. Нет и признательных показаний соответствующих сотрудников правоохранительных органов.
Во-вторых, остается непонятным, почему в ходе расстрелов митингующих погибли 17 правоохранителей. Получается, что украинский "Беркут" стрелял по своим? Следствие и суд не рассматривают вообще эту часть расстрелов, обвинения выдвинуты только в части расстрела митингующих. Но такой искусственный разрыв преступления на две части не может приблизить истину.
Правда, идеологи нынешней украинской власти говорят, что приказ о расстрелах и митингующих, и правоохранителей был отдан с целью усиления ожесточения схватки. Но это утверждение сомнительно. Янукович и его команда вели переговоры и с руководителями Майдана, и с представителями международных организаций, послами и министрами иностранных дел других государств об остановке кровопролития, о разоружении радикалов, то есть никак не были заинтересованы в раскрутке противостояния.
А вот лидеры Майдана были в этом заинтересованы, потому что ожесточение митингующих, вызванное гибелью "Небесной сотни", в конечном итоге и привело к государственному перевороту.
и другие версии происшедшего в те дни на Майдане. Так, например, канадский ученый украинского происхождения - доктор политологии Иван Качановский собрал и проанализировал сотни фото-, видео- и аудиозаписей, опубликованных в те и в последующие дни в интернете. На основе этих документов он делает вывод, что "неизвестные снайперы" на самом деле - вооруженная стрелковым оружием группа протестующих, которая во главе с сотником Парасюком за несколько минут до расстрелов проникла в здание гостиницы "Украины", откуда и производилась стрельба.
Известно так же, что комендант Майдана Андрей Парубий утром 20 февраля 2014 года вывез с Майдана задержанного со снайперским вооружением неизвестного за пределы Киева и отпустил его.
Тогдашний депутат Верховной рады Сергей Пашинский пытался на своем автомобиле вывезти с Майдана снайперское оружие. Автомобилем управлял тогдашний охранник Арсена Авакова.
Мне неоднократно приходилось писать в РИА Новости об этих ситуациях. Никакой реакции со стороны перечисленных политиков на эти публикации не было. Они их попросту игнорируют.
По моей информации из источников, близких к экс-президенту Януковичу, именно об этих версиях и собирается экс-президента говорить в ходе сегодняшнего судебного заседания.
все перечисленные политики занимают заметные посты в украинской иерархии. Парубий - спикер парламента Украины, Аваков - министр МВД, Пашинский - председатель комитета парламента по обороне, Парасюк - депутат Верховной рады. Утверждать, что именно они причастны к расстрелам, я не берусь. Хотя, думаю, они должны как-то публично объяснить все имеющиеся свидетельства их действий.
Между тем, многие из обвинений, которые нынешняя украинская власть предъявляет экс-президенту, рассыпались. Так, "взятка Путина Януковичу", то есть предоставление Россией 3 млрд долларов кредита в ноябре 2013 года, признана мировым финансовым сообществом суверенным долгом Украины. Доказательств того, что эти деньги были присвоены кем-либо из окружения или самим Януковичем, нет.
Генпрокуратура Украины сообщила, что не имеет информации о зарубежных счетах Януковича. Теперь и обвинения об организации расстрелов на Майдане могут рассыпается.
Получается, что, если все, что говорит нынешняя власть относительно Януковича, - клевета, тогда и отстранение его от власти, основанное на этих обвинениях, незаконно. В результате Украина может получить двух президентов - нелегитимно отстраненного Януковича и избранного в мае 2014 года Порошенко.
Именно этой конфигурации опасается нынешняя украинская власть, и потому не заинтересована в публичном допросе Януковича.