Грузия надеется на «тесную связь» с США и при новом президенте
Грузия ожидает, что ее связи с США при Дональде Трампе останутся прочными, несмотря на призывы последнего улучшить отношения с Россией, и Тбилиси продолжит курс на укрепление связей с НАТО.
Об этом сказал грузинский президент Георгий Маргвелашвили.
Трамп посеял опасения в Европе в ходе предвыборной кампании, когда расхваливал российского лидера Владимира Путина и намекал, что США могут оставить своих союзников без защиты, если те не увеличат ассигнования на оборону.
Грузия хочет вступить в НАТО, хотя блок остудил ее ожидания, а Россия, с которой Тбилиси вел короткую войну в августе 2008-го, протестует против евроатлантических устремлений соседки по Кавказу.
Но глава 3,7-миллионной страны был оптимистичен в ожиданиях от будущей американской администрации.
"Наши отношения и контакты с президентом Дональдом Трампом, равно как с нашими друзьями и союзниками на Капитолийском холме (в Конгрессе), как с республиканцами, так и с демократами, будут поддерживаться, так как мы говорим об интересах и... целях, которые разделяем в последние 25 лет", - сказал президент Грузии, говоривший по-английски.
"С президентом Трампом эта повестка дня остается неизменной".
Грузия тратит около двух процентов ВВП на оборону. Это соответствует уровню такого рода расходов, которые рекомендует своим членам НАТО и который обеспечивают не все союзники Вашингтона в Европе.
В президентство Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы Грузия получала значительную военную помощь. США осуждали то, что они считают неуважением грузинского суверенитета со стороны Москвы, которая после войны поддерживает две отколовшиеся от Грузии мятежные автономии.
Пятая часть грузинской территории остается под контролем пророссийских сепаратистов. Грузия стратегически важна для Запада, поскольку через нее проходят трубопроводы, доставляющие каспийские нефть и газ на европейские рынки.
Грузия пытается добиться более масштабной политической и экономической интеграцией с ЕС. Она подписала с ним в июне 2014 года торговое соглашение, надеясь, что это расчистит путь безвизовому въезду грузинских граждан в Евросоюз.
Маргвелашвили сказал, что расстроен отсутствием прогресса в вопросе отмены виз и возложил ответственность на брюссельскую евробюрократию.
"Как и НАТО, Евросоюз проходит консервативную фазу переоценки вызовов. Мы думаем, что эта консервативная фаза в какой-то момент должна смениться предусматривающей более активное участие повесткой", - сказал президент, чья роль в парламентской Грузии является в значительной степени церемониальной по сравнению с полномочиями премьер-министра.
Философ по образованию, 47-летний Маргвелашвили сказал, что Россия остается серьезным игроком на международной арене, и Грузия будет стремиться к конструктивному диалогу, невзирая на трения.
"Мы считаем, что Россия должна быть фактором, который должен приниматься во внимание ее соседями и другими международными игроками", - сказал Маргвелашвили.
"Наши отношения с Россией нацелены на построение рационального диалога, на политику поддержания мира и недопущения того, чтобы какая-нибудь "партия войны" сумела вовлечь Грузию в провокацию".
Однако он поставил условием хороших отношений с Москвой восстановление территориальной целостности Грузии и уважение к ее суверенитету.
"Оккупация Грузии Россией - это исторически несправедливый шаг, - сказал Маргвелашвили. - Он никогда не будет принят ни нашим обществом, ни политическим руководством".