Запретная тема
Илья Михайлович Захаров
Научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, популяризатор науки, сооснователь портала Neurofuture («Нейробудущее»), участник множества конференций, лекций и теле- и радио передач. Организатор первой научно-популярной библиотеки, а также площадки для ликвидации сексуальной безграмотности и просвещения молодежи Sexprosvet 18+.
- Илья, что же такое сексуальность вообще с точки зрения генетики?
- На самом деле, это вопрос, конечно, не к генетике, которая на сегодняшний день может изучать лишь индивидуальные различия в сексуальности. Дать определение термину могут другие сферы, в первую очередь, вероятно, сексология. Я бы сказал, что есть два варианта того, что можно понимать под сексуальностью. В первом варианте - это некий набор параметров, который делает для нас человека сексуальным, но это определение ближе, скорее, к сексуальной привлекательности. Второй вариант - набор черт, которые описывают нашу сексуальную ориентацию. И, в принципе, генетика (вместе с другими науками, которые исследуют поведение), конечно, может изучать то, почему что-то нам кажется сексуальным, а что-то - нет. Но больше данных пока о том, что касается сексуальной ориентации.
- Почему же некоторые люди склонны к нестандартным решениям в этом вопросе?
- Про гомосексуальность проще говорить с точки зрения генетики сексуальности, потому что эта тема наиболее волнующая. Она может проливать свет и на другие области, которые, вероятно, помогут нам понять и какие-то более распространенные варианты. Стоит также учитывать, что чаще мы говорим именно про гомосекусальность, а не про нетрадиционную сексуальную ориентацию, как таковую. Это связано с тем, что влечение мужчины к мужчине исследовано лучше, чем влечение женщины к женщине. Поэтому говорить, что сегодня мы понимаем все причины выбора нетрадиционной ориентации нельзя. Но что-то мы, безусловно, знаем.
Существует набор более-менее устойчивых факторов, которые связывают с гомосексуальностью. Правда, стоит учитывать, что эти исследования опираются, как правило, на самоотчеты - то есть на то, что люди сами скажут о себе - поэтому это может негативно сказаться на наших теориях. Дело в том, что для исследования поведения важно иметь репрезентативную выборку (выборка, которая включала бы в себя все группы исследуемых индивидов - и истинных гомосексуалов, и абсолютно не склонных к гомосексуализму людей; опора лишь на ответы самих опрашиваемых не очень надежна, - NS).
Есть подозрения, что набрать хорошую репрезентативную выборку пока не удалось, потому что одни люди более охотно делятся своими откровениями, другие - нет. Мне кажется, что самым важным в этом вопросе, еще не затрагивающем генетику, является момент, связанный со стабильностью сексуальной ориентации. Все данные, которые есть сегодня, говорят о том, что выбор определенного пола, к которому тебя влечет, в некотором смысле происходит не зависимо от желания человека. И выбор этот довольно стабилен.
Тут можно смотреть и на отчеты самих людей, которые осознают для себя нетрадиционную сексуальную ориентацию, и на огромное количество экспериментов, которые проводились, в первую очередь, во второй половине XIX - начале XX века. Тогда психиатрия была уже очень развита и в какой-то мент в ней начало господствовать положение, что гомосексуальность - это болезнь. Предпринимались разные попытки ее лечить, начиная от отрезания яичек гомосексуалам и пришивания к ним яичек от обезьян, что должно было повлиять на их гормоны. И заканчивая от модных тогда методов выработки негативного условного рефлекса у пациентов (например, показывать гомосексуалу возбуждающую картинку, и в этот момент бить его током). Ни одна из попыток какого бы то ни было лечения ни к чему и не привела - сексуальная ориентация оставалась неизменной. Это была одной из причин, почему Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из разряда заболеваний. Она просто не «лечится».
Есть, правда, более тонкий момент, связанный с формированием ориентации, который заключается в том, что существуют моменты в начале половой жизни, в которые все-таки может произойти некий выбор - станет ли человек гомосекуалом или не станет. Поэтому есть представление, что сексуальная ориентация - это не что-то двумерное: либо традиционная, либо нетрадиционная, а некоторый континуум. И вот те, кто находится где-то посередине шкалы, как раз и могут склоняться, как в сторону противоположного пола, так и в сторону своего. В зависимости от внешних обстоятельств.
- Кто больше склонен к нетрадиционной сексуальной ориентации - мужчины или женщины?
- Данных мало, но считается, что мужчины в отличие от женщин гораздо реже склонны к бисексуальности (выбор и того, и другого пола одновременно). Они чаще считают себя либо абсолютными гомосексуалами, либо абсолютно гетеросексуалами. Эта сфера, которую, очевидно, нужно дополнительно исследовать.
- Возможно, это связано со стереотипами - все-таки женская нетрадиционная ориентация меньше осуждается обществом, чем мужская, поэтому мужчины «признаются» в ней только в крайнем случае?
- С одной стороны да, с другой стороны давление на женщин тоже есть, особенно в нашей стране. Конечно, исключать социальный фактор нельзя. Причем, ни в одной сфере, касающейся генетики. Безусловно, что-то социальное влияет и на сексуальную ориентацию тоже. По крайней мере, на то, насколько она будет проявлена. Можно ведь не увидеть нетрадиционной сексуальной ориентации у человека, который скрывает ее сам для себя.
Генетика вообще не является на сто процентов определяющим фактором в том или ином вопросе.
- Расскажите о генетических исследованиях гомосексуальности.
- Сегодня наука занята определением особенностей ДНК людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. А поскольку наиболее активное развитие геномики происходит прямо сейчас, то большинство результатов мы увидим в обозримом будущем. Что касается исторических данных, то в начале 1990-х годов были обнаружены участки ДНК, которые связали с нетрадиционной сексуальной ориентацией. И хотя в 1999-м эти результаты были опровергнуты, разговоры о существовании так называемых гей-генов (которые если уж есть у человека, то он якобы обязательно станет гомосексуалом), не смолкают до сих пор. Это, конечно, неправда.
Даже, если и существуют какие-то гены, которые влияют на этот процесс - нужно учитывать, что это точно не отдельные гей-гены, а сотни и даже тысячи разных участков ДНК. Наследование сексуальной ориентации сильно отличается от наследования цвета горошка, про который нам рассказывали в школе. Это очень сложное явление, на которое влияет огромное количество генов, и наследоваться они могут независимо. Это всегда какое-то перемешивание большого количества случайных компонентов, которые в итоге сработают.
На сегодняшний день наиболее полные данные связаны с компанией 23andMe (американская биотехнологическая компания, занимающаяся исследованием предрасположенности людей к различным заболеваниям, - ММ). Она опубликовала отчеты - на выборке 23 тыс. человек первоначальные данные о существовании гей-гена снова не подтвердились. Это означает, что какой-то один ген не может быть связан с гомосексуальностью. То есть в это вопросе нет никакой жесткой биологической привязки.
- И, тем не менее, нетрадиционная ориентация - это что-то, связанное с биологией?
- Исследования, проводимые с 1970-х годов, показали, что гомосексуальность действительно связана с какими-то биологическими компонентами. Что, кстати, поменяло общественное мнение в лучшую сторону, так как стало понятно, что выбор сексуальной ориентации не какая-то прихоть или извращение, а нечто биологическое, что человек не в силах изменить. С другой стороны мы понимаем сейчас, что все гораздо сложнее, что те простые варианты, к которым мы когда-то пришли, не подтверждаются. Но тут важно учитывать, что сами попытки поисков переместились немножко в другую сферу.
Во-первых, потому что конкретных генов нетрадиционной ориентации найти не удается. Это вполне логично, учитывая, с каким сложным поведением мы имеем дело. Во-вторых, существуют оценки так называемого близнецового метода (когда те или иные показатели сравнивают у братьев или сестер-близнецов, - NS), которые позволяют сказать, насколько вообще велик вклад генетики в формирование нетрадиционной ориентации по сравнению с взаимодействием с социальной средой. И этот вклад - 30%. Это не очень много. Есть множество показателей, на которые генетика влияет гораздо сильнее. Например, интеллект, который на 50% зависит от генетики, и на 50% от социальных факторов. То есть по преимуществу генетикой объяснить различия в сексуальной ориентации нельзя.
На сегодняшний день одной из основных гипотез является то, что сексуальная ориентация больше зависит от того, что происходит с человеком в процессе внутриутробного развития (хотя и здесь данных все еще недостаточно). Дело в том, что формирование пола может идти в разрез с формированием сексуальной ориентации. С точки зрения биологии, это вообще два разных процесса. Отдельно формируется пол, отдельно - мозг. При наличии XY-хромосомы в отношении вторичных половых признаков вы все равно будете мужчиной. Но при этом какие-то изменения в том, как работают половые гормоны во время внутриутробного развития, может привести к «женской» сексуальной ориентации.
- Какие же факторы влияют на изменение этих гормонов?
- Если говорить в целом, мы почти ничего об этом не знаем. Вероятность того, что ребенок - конкретно, мальчик - будет гомосексуалом увеличивается по мере того, сколько старших братьев он имеет. Чем больше старших братьев, тем больше вероятность того, что мальчик будет нетрадиционной сексуальной ориентации. Часть исследователей связывает это с тем, что многократные беременности постепенно изменяют иммунную систему матери. Впрочем, увеличение этой вероятности не такое уж и большое - лишь к десятому ребенку она вырастает до 50%. И, опять же, здесь могут играть роль и социальные факторы - процесс очень сложный, поэтому никаких однозначных ответов дать нельзя.
- Может ли воспитание в гомосексуальной паре определить сексуальный выбор ребенка?
- Нет. По крайней мере, таких случаев пока не зафиксировано. Сексуальная ориентация больше определяется какими-то гормональными процессами, чем примером со стороны. К тому же, надо учитывать, что адекватные гомосексуалы - а их, наверное, большинство - не пытаются навязывать ребенку свой выбор. Тут важно понимать, что они сами росли в условиях, где на них оказывалось колоссальное давление, поэтому они прекрасно понимают, что значит навязывать кому-то свое мнение.
- Есть ли смысл в таком случае в «запрете» гомосексуальности, а главное в ненависти общества по отношению к таким людям?
- Как я уже говорил, экспериментальным путем показано - сделать из гомосексуала человека традиционной ориентации невозможно. Как и проделать обратную процедуру - «превратить» гетеросексуала в гомосекусала. Выбор сексуального партнера - слишком глубокая вещь, не контролируемая нашим сознанием, она происходят на биохимическом уровне. Если мужчине нравятся женщины - никакая пропаганда не заставит его чувствовать по-другому. И наоборот.
Мы реагируем на половые признаки (например, на запахи) достаточно автоматически, поэтому просто сказав «а попробуй иначе» - ничего не добьешься. Так что запрещать пропаганду гомосексуализма, на мой взгляд, глупо. Это не то, чего нужно бояться обществу.
Стоит все-таки помнить, что такое резкое неприятие людей нетрадиционной сексуальной ориентации рождает у них огромное количество психологических проблем, и мы просто травмируем этим большую группу людей. Если взять даже 5% от всего населения России, то это больше 7 млн человек.
К тому же, из-за этого мы не можем до конца прояснить вопрос происхождения нетрадиционной ориентации, у нас всегда остаются дополнительные вопросы - такие люди часто просто боятся идти на контакт, даже с учеными.
- Известно, что гомосексуальное поведение есть и у животных. Чем это объясняется?
- Возьмем, к примеру, баранов, 6% которых действительно всегда остаются гомосексуальными. Если говорить о людях, то это тоже довольно стабильная цифра, верхняя граница которой - порядка 10% от всего населения Земли. На вопрос почему такое поведение существует с точки зрения эволюции - существует два ответа. Во-первых, есть данные, свидетельствующие о том, что у родственников мальчика-гомосексуала по женской линии, как правило, рождается больше детей. Одна из гипотез утверждает, что это связано с тем, что женские половые гормоны, попадающие в женский организм, способствуют увеличению количества детей у женщины, а у мужчины приводит к гомосексуальности. А, учитывая, что эволюция работает не с конкретным организмом, а все-таки с популяцией, то для популяции такая ситуация выигрышна.
Во-вторых, нужно понимать - что-то в эволюции может закрепляться и совершенно случайным образом, если это не слишком сильно мешает выживаемости вида. Гомосексуальное поведение может сохраняться просто потому, что не мешает выживаемости популяции в целом, вот и все. Не исключено, что гомосексуальность - это побочный продукт разделение на два пола, отголоски тех времен, когда наши далекие предки были однополыми существами.
- Вы упомянули о запахах. Имеет ли смысл покупать духи с феромонами, чтобы повысить свою привлекательность в глазах партнера?
- Это, скорее, миф. Потому что таких веществ, которые вызывали бы какую-то бурную и стабильную сексуальную реакцию среди людей, не существует. Феромоны - это то, что, в первую очередь, касается насекомых. А мы не насекомые - у нас все устроено сложнее. Хотя запахи все равно влияют на людей - известно, что мужчины и женщины способны оценить привлекательность партнера по запаху. Но это, скорее, дополнительный фактор, не основной.
Почему же запах все-таки важен? Одна из гипотез говорит о том, что по запаху люди способны оценивать состояние иммунной системы другого человека. Поэтому приятные запахи - это те, которые приведут к тому, что потомство будет более здоровым. И опять это все очень индивидуально. Общих феромонов, которые бы влияли на всех, у человека нет.