Красивая девушка в винном бизнесе: Каролин Фио
Винодел шампанского дома Ruinart рассказала Саше Суторминой о себе, своей профессии и клиентах.
Женщины в винном бизнесе, конечно, уже давно не новость. Красивые девушки в винном бизнесе, как и в жизни, однако, встречаются значительно реже. Красивые юные девушки-виноделы - так и вовсе хоть в Красную книгу винных персоналий вноси. Не поболтать с француженкой Каролин Фио, с недавних пор - одним из трех виноделов шампанского дома Ruinart, во время ее приезда в Москву мы не могли. Сделали это мы, как и полагается приличным девушкам, в спа, у бассейна, завернувшись в халаты и попивая шампанское. Тяжелая, тяжелая жизнь.
Красивая юная девушка в винном бизнесе. Ну давай, расскажи, каково это.
Нас все больше! Половина из тех, с кем мы оканчивали Montpellier SupAgro (Национальный институт агрономии Франции), - как раз женщины. Женщины-виноделы, женщины-виноградари, женщины-сомелье... Все дело в том, к чему лежит сердце. Хочешь быть виноделом - будь им. Или ей.
Ты не из винодельческой семьи, то есть профессия не перешла тебе по наследству. Как это все началось? Ты всегда мечтала о мире вина?
Не совсем. Я вообще-то собиралась стать ученым. Очень увлекалась биологией и химией, вот и решила поступать в Университет Монпелье на Master of Science в агрономии. На первую же стажировку я попала в Сент-Эмильон, в маленькую семейную винодельню. Знаете, люди, которые болеют своим делом, - они заражают своей страстью. Сопротивление бесполезно - вот и я влюбилась в вино. Специализацию выбирала уже соответствующую: энология и виноградарство. Потом защитила диплом по энологии. Так как-то и началось.
Ты в Ruinart совсем недолго. Как ты попала в это славное место?
Есть какое-то очарование в философии шампанского дома - art de vivre? la fran?aise (ну или, изъясняясь проще, - "искусство жить по-французски"). В общем, я всегда любила Ruinart - и как только услышала, что главный винодел Ruinart Фредерик Панайотис присматривает кого-то себе в команду, сразу же обозначила свою кандидатуру.
Кто пьет Ruinart? Кто он - ваш клиент?
Наверное, можно сказать так: гедонисты (как будто шампанское пьет кто-то еще), винолюбы, профессионалы винного сообщества и, что важно, люди, причастные к миру искусства. Это началось еще в 1896 году - с первой коллаборации с Альфонсом Мухой. С тех пор каждый год какой-либо известный художник получает от нас карт-бланш на создание объекта искусства, который отражает его, художника, взгляд на дом Ruinart и его философию. К тому же Ruinart - партнер различных ярмарок искусства по всему миру. Куда ни посмотри, кругом искусство.
И все-таки. Очень же много коммерческих брендов шампанского, все и не упомнить: тут тебе Lanson, здесь - дорогущий Cristal, рядом - Krug и Veuve Clicquot, а тут на соседних полках - Ayala, Taittinger, Laurent Perrier, Bollinger, и это еще не вспоминая всякий шмурдяк. Почему, сидя за столиком ресторана, я, например, должна выбрать Ruinart?
Ну разумеется, это вопрос вкуса. У каждого из домов, которые ты назвала, свой стиль шампанских, свой вкус, но главное - свои особые ценности, культура и история. И конечно, свои ноу-хау. Ruinart, например, - это в основном виноград сорта шардоне, наш символ. Из всего этого и складывается сила бренда. Как говорят у вас в России, "на вкус и цвет товарищей нет".
Вспомни самый забавный случай за время работы?
На всю жизнь запомню, как я устраивалась в Ruinart. Особенно собеседование с Фредериком Панайотисом. Одно из испытаний было таким: познакомиться в мишленовском ресторане с шефом. Я не совсем понимала, что происходит, просто в какой-то момент оказалась на кухне, обсуждая сыры и морковку. Такой вот нестандартный подход к найму. Мне кажется, это вполне в духе моего работодателя.
Что самое сложное в твоей работе?
У меня очень многогранная работа. В ней масса сложностей и масса впечатлений. Сегодня ты в погребе контролируешь ферментацию, завтра, стоя на шпильках, ведешь мастер-класс для сомелье. Постоянно жонглируешь профессиональными навыками: то ты винодел, то коммуникации, то занимаешься исследованиями. Не могу сказать, что это мне не нравится... наоборот!
А если о трендах. Что думаешь о биодинамике и натуральных винах? Шампанские из маленьких хозяйств - моя личная страсть, я их обожаю.
Конечно, мы держим руку на пульсе, мы наблюдаем за развитием тренда биодинамического виноделия. Мы сами в Ruinart стараемся придерживаться органического подхода - но мы большой и устойчивый бизнес, мы не можем ставить на карту весь наш урожай в попытках угнаться за тенденциями натурального виноделия.
Лучшее вино из тех, что ты пробовала?
Все зависит от ситуации, от сочетаний с едой, от миллиона факторов. Из недавнего - невероятный Domaine Roulot Meursault 1er Cru Charmes 2008 и Mas Amiel L?gende 2014.
У всех есть свои guilty pleasures в сочетаниях еды и вина. Признавайся.
Я несколько месяцев жила во Вьетнаме и, надо признаться, обожаю эту кухню. Вот бокал Dom Ruinart Ros? с бо-баном (лапша с говядиной) - очень рекомендую.
Какие еще игристые ты любишь?
Мне еще предстоит открыть для себя миллион игристых вин из разных регионов и стран. Недавно в Париже, например, я была на дегустации прекрасных игристых из Франчакорты. Особенно мне пришлась по вкусу Bellavista со своими игристыми с низким содержанием сахара.
Что посоветуешь тем, кто любит вино всей душой и все никак не решается связать с ним свою жизнь?
Я бы сказала, верь в то, что тебя вдохновляет, и make it happen. Где-то между искусством и наукой, традициями и инновациями, есть этот волшебный мир вина. И прежде всего это сообщество людей, объединенных страстью к вину. И в этом сообществе всегда есть место для новых амбассадоров индустрии.
Ты, кажется, первый раз в России. Что думаешь о моих соотечественниках - любителях вина?
Мне было приятно пообщаться с профессионалами российской винной индустрии. К тому же для русских, кажется, праздник без шампанского - не праздник. Как такую традицию не полюбить?
Последний вопрос - больной. Из чего пить шампанское? Из какого бокала?
Мы все больше и больше переходим на бокалы для белого вина. В конце концов, шампанское - это же вино, именно так его и надо воспринимать.