Эксклюзив: интервью с Бенджамином Клементином
18 декабря в киевском клубе Stereo Plaza выступит Бенджамин Клементин. Это третий приезд в Украину молодого британского музыканта, который сводит с ума весь мир. За несколько дней до концерта в Киеве Бенджамин Клементин рассказал Дарье Слободяник о своем впечатлении от Украины, поэзии и моде.
Звонок Клементина оживил редакцию Vogue UA: главред интересовалась, не будет ли это скайп-интервью, ведь тогда вся команда сможет посмотреть на любимого музыканта; коллеги спрашивали: "Ну как?", а я тем временем искала укромный уголок, чтобы уединиться для разговора с музыкантом. Бенджамин говорит тихо, вдумчиво и живо реагирует на мои вопросы - то и дело смеется и восклицает что-то. Большой "звездой" он стал только год назад, когда в 2015-м получил престижную музыкальную награду Mercury Prize, поэтому вопросы прессы ему пока не приелись. Декабрьский концерт в Stereo Plaza - третий визит музыканта в Украину: в мае он выступал в Киеве, а в августе - в Одессе. "Украина для меня - большая загадка", - приветливо говорит Клементин. - Я много читал в новостях о вашей стране и так хотел приехать сюда - увидеть все своими глазами. В Украине оказалось чудесно, вы полны жизни. И девушки очень красивые".
Трогательную историю о том, как Клементин в течение нескольких лет скитался по Парижу и пел в переходах в метро, где его заметил продюсер, не пересказал только очень ленивый журналист. Что в этой истории правда, а что - домыслы, совершенно неважно - она в любом случае придает музыканту таинственности. Сам Бенджамин о своем прошлом говорит без кокетства, хоть и не вдается в подробности. Он вспоминает, что когда в прошлом году на церемонии вручения Mercury Prize услышал свою фамилию, то просто не поверил. "Я поднялся на сцену, начал что-то говорить, но все равно не верил в происходящее. Слишком все это отличалось от мой прежней жизни, в Париже, в которой я был никем и никому не был нужен". Победа Бенджамина была похожа на историю про Золушку, а передовицы серьезных газет, например, британской Telegraph, пестрели заголовками: "Парижский уличный музыкант получил Mercury Prize".
К слову, тогда на сцене 25-летний музыкант говорил вовсе не о музыке, а о Париже. Буквально за несколько дней до вручения премии в парижском концертном зале "Батаклан" случилась террористическая атака, и Бенджамин посвятил свою победу "людям Парижа". Париж - важный город для Клементина: он буквально сбежал туда из Лондона в 19 лет, прожил шесть лет, из них полгода, по его собственному признанию, был бездомным. "В Париже я стал мужчиной. Я оказался там один на один с собой, не было ни друзей, ни денег, ни возможностей, я не знал языка, поэтому пришлось позврослеть. В Париже я написал большую часть песен, которую вы слышали в альбоме At least for know - я просто рассказывал о том, что чувствую, о том, что переживал, о том, за чем скучаю".
"Говорят, что человек не может стать пророком в своей стране, так что я уехал - и вот он я". Это слова из песни At Least for Now. С новым альбомом Клементин в 2015 году действительно триумфально вернулся в Лондон: получил Mercury Prize, подписал контракт с крупным музыкальным лейблом, стал звездой фестивалей, от Каннского до джазового в Монтре, и любимцем модной публикой. С модой все особенно любопытно: еще в юности в Лондоне Клементин подрабатывал моделью для нескольких брендов, но об этом почти не говорит. А в прошлом году Кристофер Бейли, креативный директор дома Burberry, пригласил Беджамина выступить на нескольких показах бренда - и так музыкант стал своим для британского мира моды.
"Меня удивило то, что Кристофер Бейли знал обо мне, когда я был никем. Он слышал меня где-то, когда я жил в Париже, и когда я вернулся в Лондон, он был одним из первых публичных людей, которые меня поддержали. Мы встретились на одном из музыкальных фестивалей в Лондоне и подружились - он оказался очень приятным. Когда он впервые предложил сыграть на показе Burberry, я немного удивился - я был тогда далек от этой публики. Бейли заставил меня изменить мой взгляд на мир моды и богатых людей. Раньше я относился к ним с небольшим предубеждением - мол, богатый не может быть душевным, но оказалось, я думал поверхностно. Хотя кто-то и сейчас говорит, что моя музыка не для Burberry и вообще не для мира моды, но кто это решает?"
Отровенность Бенджамина поражает - и в интервью, и на сцене. Если вслушаться в его тексты - The People and I, Condolence, Adios, становится понятно, что он поет о себе - о любимых людях, привычках, комплексах и страхах. Не страшно ли так обнажаться перед публикой? "Нет-нет", - торопливо говорит Бенджамин. - Это мой выбор! Я знаю, что в жизни произвожу впечатление человека нелюдимого и стеснительного, такой я и есть, в принципе, но на сцене я совсем другой. Я на сцене ничего не боюсь, потому что могу честно говорить с публикой".
Кажется, этому человеку интересно все. За 20 минут мы успеваем поговорить о моде, поэзии, музыке, политике и путешествиях - Бенджамин вдумчив, открыт и очень умен. О таких, как он, говорят "хорошо образован" - но вся соль в том, что у Бенджамина нет высшего образования, он самоучка. Он вырос на музыке Шопена и Дебюсси, самостоятельно освоил фортепиано, кларнет, флейту и саксофон. Также самостоятельно Клементин изучал литературу: просто "нарыл" в библиотеке неподалеку от своего дома в Эдмонте, пролетарском пригороде Лондона, книги Уильяма Блейка и Джуорджа Оруэлла - вот и образование.
Поэзия, кстати, большая любовь Клементина - он даже написал сборник стихов, нашел издателя, но не хватило времени довести дело до конца. "Вы же наверняка слышали, что я большой поклонник Боба Дилана и Леонарда Коэна. Я много слушал их и однажды понял, что эти люди никогда не сочиняли песни - они сочиняли поэзию. И в какой-то момент так начал действовать я сам. Потому что стихи - самый честный способ общения с публикой".