Сеанс политического дзю-до
Президент России Путин прилетел в Японию и участвует в переговорах с японским премьером. Это 16-я по счету встреча Путина и Абэ, от которой ждут определенных подвижек, поскольку визит российского лидера в Японию откладывался с 2014 года. Судя по тому, как японские СМИ начали предварительное освещение мероприятия, в стране покемонов приезд Путина расценивают не иначе как прорыв, через который рукой подать до заветного возвращения островов малой Курильской гряды и заключения мирного договора.
Менее оптимистичные японские обозреватели толкуют о возврате только двух островов - Шикотана и Хабомаи, поскольку в списке территориальных претензий администрации Абэ им отдан высший приоритет. А дальше, как известно, коготок увяз - всей птичке пропасть. Русский медведь ухом моргнуть не успеет, как малая гряда Курил вновь станет японской.
Интересно и то, как отреагировали на японский визит Путина рунетовские «всепропальщики» и спевшиеся с ними представители «диванной сотни». По их "авторитетному" мнению, президент России поехал в Японию сдавать Курилы, и никак иначе. ХПП наоборот.
В качестве основного довода «эксперты» приводят один и тот же довод: Россия находится под санкциями со стороны богатых и влиятельных стран из-за украинской проблематики, экономические показатели ухудшаются, благосостояние населения падает; отсюда следует, что России понадобится японская экономическая помощь и она может пожертвовать парочкой «никчемных» островков ради нормализации отношений с богатым и влиятельным японским соседом.
Эта категория «экспертов» не отказалась от своих прогнозов даже после интервью Путина японской телекомпании Nippon TV, данного накануне визита.
На вопрос японского журналиста о территориальных проблемах, Путин, в присущей ему манере говорить одновременно и в шутку, и всерьез, сообщил собеседнику: «Это Япония считает, что у нее есть территориальные проблемы, но мы готовы это обсуждать».
Казалось бы, sapienti sat, подтекст понятен. Путин тончайше потроллил японских «едынокраинцев» в манере психоаналитика из анекдота, который на любую жалобу от кого бы то ни было, включая коллег-мозгоправов, профессионально реагировал: «хотите об этом поговорить?».
Нет, ну в самом деле. Япония - проигравшая во Второй Мировой войне сторона, агрессор с выбитыми зубами. Американцы за Перл-Харбор дважды огрели ее атомной дубиной по голове, держат на японской территории военные базы и неустанно напоминают потомкам гордых самураев насчет «платить и каяться». Китай, обе Кореи и другие соседи до сих пор «незлым тихим словом» вспоминают японскую оккупацию, по любому удобному случаю расчесывают старые болячки, наотрез отказываясь разгребать накопившийся груз проблем. И только Россия великодушно предоставляет возможность Японии поплакаться в жилетку, поглаживая несчастную по голове. Не забывая при этом напоминать, что жить без мирного договора в XXI веке - анахронизм и дикость.
На дипломатическом языке это называется «оставить площадку для переговоров».
Впрочем, плачущая Сейлормун остается очень даже себе на уме. Сохраняя для рядового нихондзина привычную риторику о скором возвращении четырех островов (можно не все сразу, а по частям), японский истеблишмент прекрасно понимает, что никакой передачи островов не будет и о Курилах им придется только мечтать.
Сложно иначе трактовать постоянные напоминания из России о том, что нынешний статус Курил сложился по итогам Второй Мировой войны. Пересмотр итогов войны даже в малом может далеко завести. 25 лет назад уже завел. Оно нам надо?
Метания между желаниями и невозможностью их реализации порождают у влиятельных лиц Японии ложные надежды на различные «планы Б», «Ц» и далее по списку. Например, высказываются предположения, что Россия может позволить либо экономическую экспансию Японии на Курильские острова (на опыте острова Сайпан), либо даже пойти на совместное управление территориями. О последней инициативе сообщил не какой-нибудь желтушный таблоид, но вполне респектабельное издание японских деловых кругов «Нихон кэйдзай» со ссылкой на правительственные источники.
В обсуждении этих «либо-либо» смысла даже меньше, чем в гадании на ромашке, поскольку японская сторона в отношении России умудряется собственными руками перечеркивать любые компромиссные решения по территориальному вопросу не дожидаясь переговоров:
«Япония не исключает возможность размещения военных баз США на двух Курильских островах, если те будут переданы Токио, об этом во время встречи с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым в Москве заявил его японский коллега Сетаро Яти, передает газета Asahi со ссылкой на источник в правительстве Японии».
Более того, господин Яти считает эту возможность совершенно естественной, поскольку «при установлении на островах японского суверенитета они автоматически начинают попадать под договор о гарантиях безопасности между США и Японией».
Ну разве это не прэлэстно?
Отсюда следует, что компромисс невозможен даже по гипотетическому проекту «отложенного суверенитета». О подобной возможности говорилось еще во времена СССР. «Отложенный суверенитет» предполагал, что наша страна уступает острова в обмен на мирный договор 1956 года, но Япония обретает суверенитет над ними только через 50-100 лет с серьезными ограничениями. Например, Япония не имеет права создавать на островах никакой военной инфраструктуры, плюс акватория и ресурсы остаются за нами.
Как тогда, так и сейчас, решить курильскую проблему через «отложенный суверенитет» мешает американское военное присутствие на Окинаве. Причем, в самой Японии отношение к этому присутствию двоякое: с одной стороны, американцы на Окинаве давно стали чем-то вроде чирья на заднице, но с другой стороны, официальные лица Японии рассматривают американский военный контингент на Окинаве в качестве стабилизирующего фактора, из-за которого можно закрыть глаза на все непотребства оккупационного контингента в отношении местных жителей.
Таким образом, имеем неразрешимую в обозримом будущем ситуацию.
Если ко всему этому винегрету добавить свежий беспрецедентный «подогрев» хунтовских ВСУ Японией на нескромную сумму в $1.85 миллиарда, то, перспективы мирного договора «уже завтра» заиграют новыми оттенками серого.
Обратно же, российская и японская сторона постоянно твердят, что если включить сперва экономические рычаги, то через какое-то время все как-нибудь устаканится и политическая кривая куда-нибудь да вывезет.
В этих рассуждениях есть много «авось» и подводных камней. Поскольку, например, российская сторона давно и прочно всеми конечностями за экономическую лошадь впереди политической телеги, но в Японии до сих пор крепко стоит на ногах и влияет на общественное мнение твердолобое курильское лобби с железобетонной позицией «фиг там - сперва острова, а экономические плюшки потом».
При том, что, как сообщают японские источники, Японии от России уже сейчас нужен энергомост на Хоккайдо по типу крымского, а России не помешала бы толика японских технологий и инвестиций для воплощения в жизнь программ импортозамещения и реиндустриализации.
Держим в уме, что Япония, растопырившись всеми щупальцами в территориальном вопросе, может опоздать к участию во вкусных нефтегазовых и других проектах, на которые давно облизываются в Китае и Южной Корее. А России нужна богатая и развитая Япония хотя бы для того, чтобы не складывать все яйца в одну корзинку.
Однако, факт остается фактом: время в данном случае играет в пользу России и Россия больше нужна Японии, чем Япония России.
Полагаю, вряд ли мы завтра увидим заявленный японцами «прорыв». Назвать на телекамеру партнера на «ты», скушать с ним кусочки фугу и шмат «мраморной» говядины на гриле, искупаться в горячих источниках и посетить «Кодокан» - слишком легковесно, когда на кону результаты Второй Мировой войны и статус Охотского моря, как внутреннего моря России. Разъезжаясь, стороны наверняка отметят сближение позиций на пути к мирному договору, пообещав и дальше встречаться. Поскольку, как ни крути, а ездить в гости, пить сакэ и общаться - всяко лучше, чем гадить друг другу и строить козни.
За 60 лет проблему не решили - не решат и за два дня визита. Да и выпавший за два дня до визита осадочек никуда не делся.