Игра в таможенную имитацию с ЕС
На прошлой неделе был опубликован отчет ЕС о выполнении Украиной Соглашения об Ассоциации, в котором нашлось место и таможенным вопросам. Тезисно о том, как ЕС на официальном уровне обозначил проводимые сегодня «таможенные реформы» в Украине:
- Таможенная реформа остается приоритетом в контексте общей реформы Государственной фискальной службы Украины (ГФС).
- Украина работает в направлении приближения законодательства к новому Таможенному кодексу ЕС.
- Законодательство по Уполномоченному Экономическому Оператору рассматривается парламентом с июня 2016 года.
- ЕС поддерживает присоединение Украины к Конвенции о пан-Евро-Средиземноморских преференциальных правилах происхождения.
- ЕС помогает Украине в присоединении к Конвенции об общей транзитной процедуре.
- EC продвигает использование Украиной новых Таможенных стандартов ЕС как рекомендательных указаний по модернизации таможни.
Из этих выводов ЕС напрашиваются следующие ремарки.
По первым трем пунктам «остается, работает, рассматривается»: ни одного конкретного результата за 2 года. Сложно даже назвать какой-нибудь не то чтобы закон, а даже подзаконный нормативно-правовой акт, который за последние четыре года действительно упростил ведение внешнеэкономической деятельности и таможенные процедуры.
2013 - 2016 - это года полной правовой пустоты в таможенном регулировании.
Назвать принятые наспех на уровне Кабмина акты по «единому окну» и по «черным сотням» приближением законодательства новому Таможенному кодексу ЕС - просто смешно.
А «Уполномоченные экономические операторы», которых нынешнее руководство ГФС как мантру повторяет на всех международных встречах - не были пропущены даже на уровне Комитета по противодействию коррупции Соболева, идеолога закона о «псевдолюстрации». В том числе, благодаря господину Соболеву и Ко, профессионалов в ГФС по таможенной сфере почти не осталось. На замену пришли аматоры-профаны.
По «операторам» нарушили даже обязательства перед «любимым» МВФ, согласно которым, еще в сентябре этого года Украина должна была внедрить УЭО.
Что касается присоединения к Общей транзитной системе ЕС (NCTS), то с нынешним руководством Минфина и ГФС не хватит и нескольких трехлетних сроков для реализации этой цели.
За два года не сподобились даже внести в парламент законопроект для правовой формализации пути Украины в общеевропейскую транзитную систему, не говоря уже о ее тестовом запуске.
Таким образом, несмотря на то, что ЕС всячески «поддерживает, помогает, продвигает» таможенные реформы, в действительности Украина в лице законодательных и исполнительных органов, к сожалению, только продолжает проводить имитацию работы по приближению к европейским таможенным стандартам.
В то же время, активные действия по адаптации европейского законодательства, старт «уполномоченных экономических операторов» на принципах взаимного признания, вхождение в систему европейского транзита и присоединение к конвенции Pan-Euro-Med, значительно способствовали развитию внешнеэкономической деятельности, в том числе выходу отечественных экспортеров на общеевропейский и международный рынок.