Новости и события » Культура » Ученые: британские художники 19 века пользовались "нанотехнологиями"

Ученые: британские художники 19 века пользовались "нанотехнологиями"

Уильям Тернер, самый известный британский художник, и многие другие живописцы 19 века использовали необычный "нано"-загуститель для масляных красок, тайну состава которого ученые смогли раскрыть только сегодня, говорится в статье, опубликованной в журнале Angewandte Chemie.

"За два столетия до того, как появились инструменты, позволяющие изучать химические и физические свойства гибридных гелей, художники уже научились изготовлять их и использовать их для того, чтобы придавать своим картинам уникальный вид. Как и в случае с секретами синей краски майя или тончайшим китайским фарфором, судьба таких открытий зависела исключительно от способностей самих художников", - рассказывает Лоренс де Вигери (Laurence de Viguerie) из Сорбонны (Франция).

Великий британский художник Уильям Тернер, творивший в первой половине 19 века, получил свою известность за крайне яркие и "воздушные" пейзажи, которые сочетали в себе реализм эпохи Возрождения и зачатки импрессионистского изобразительного искусства, которое появится заметно позднее во Франции. За исключительно красивую игру света и тени на его картинах и хорошее чувство перспективы современники и искусствоведы называли и называют его "художником света".

Одним из секретов его творчества, а также живописи его учеников и последователей, выступали новые краски, основу которых Тернер называл "гумтионом" и "мегилпом". То, как работал этот растворитель, так же бывший сильным загустителем, оставалось тайной для искусствоведов и химиков прошлого.

Как рассказывает де Вигери, химический состав этих красок, в общем-то, не был тайной - они состояли из органических смол, льняного масла, мастики и одного необычного вещества - соединения уксуса и свинца. Это вещество использовалось в Древнем Риме как подсластитель, а сегодня его применяют исключительно в химии для поисков различных химических веществ, так как ацетат свинца очень токсичен и его применение в косметике и лакокрасочной отрасли запрещено.

Используя спектрометр, ученые проанализировали структуру кусочков "гумтиона" и краски с картин Тернера. Оказалось, что добавление ацетата свинца в смесь из смол и льняного масла и растворение всего этого в скипидаре превращало краску в высокотехнологичную по сегодняшним меркам вещь - так называемый гибридный гель.

Гибридные гели представляют собой композитные вещества, состоящие из двух компонентов - наночастиц и молекул. Один из этих компонентов является органическим веществом, а второй - неорганическим, и их комбинация позволяет создавать материалы с крайне необычными свойствами, в том числе с сверхвысокой вязкостью, прочностью и другими полезными свойствами.

Такие материалы ученые научились "осознанно" создавать относительно недавно, и сегодня их используют в качестве базы для зубных пломб, электроники и других высокотехнологичных устройств. В случае с красками Тернера желирующим веществом, как считают ученые, выступает свинец, заставляющий молекулы уксусной кислоты объединяться в полимерные цепочки и формировать гелеобразный материал.

Создание такого геля без современных научных приборов позволило Тернеру рисовать картины, грубо выражаясь, послойно, нанося один слой краски поверх другого и при этом не смешивая их между собой. Именно это, как считают ученые, позволило ему добиться столь чистой и яркой игры света и тени на своих поздних работах, таких как "Заря христианства" 1841 года.

Франция


Переваги суцільних купальників перед роздільними

Переваги суцільних купальників перед роздільними

Літо вже на носі, тож питання вибору купальника стає все актуальнішим. Хочу поділитися з вами своїми спостереженнями і розповісти, чому ж суцільні купальники часто виграють у битві з роздільними. У цій статті ми розглянемо основні переваги суцільних...

сегодня 16:43

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх